Аварии и катастрофы на Южном Урале


Аварии и катастрофы на Южном Урале, чрезвычайные происшествия (ЧП) и чрезвычайные ситуации (ЧС) природного или техногенного характера, приведшие к гибели людей, разрушениям, большим материальным потерям. Кол-во чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, случившихся в Челябинской обл. в 1930—2000-е гг., впечатляет множеством и величиной материального ущерба.

Широко известна радиационная авария на химкомбинате «Маяк» (1957), имевшая тяжелые и долговрем. последствия.

Есть сведения об авариях на ММК 1930—40-х гг. Авария на домне произошла в июле 1932: на домне № 2 огнеупорная кладка выпускного отверстия раскрошилась, горячий чугун расплавил холодильники горна, вода вылилась на расплавл. металл, в результате чего произошел взрыв. Силой взрыва снесло крышу литейного двора, неск. человек было травмировано. Домна простояла 2 мес на ремонте. Техн. комиссия, к-рая анализировала причину взрыва, пришла к выводу, что авария произошла в результате «варварской, неумелой эксплуатации, безразличного отношения к оборудованию комбината и вредительской деятельности». Начальник доменного цеха Н. Соболев был арестован с обвинениями во вредительстве.

Серьезные производств. последствия имела авария на броневом стане. После пуска стана «4500» 16 окт. 1941 по вине машиниста паровой машины произошла поломка ниж. валка; ремонт стана затянулся до конца дек. того же года; броневой стан возобновил работу 1 янв. 1942.

Авария на блюминге произошла 13 июля 1942. Прорвало плотину, державшую пруд-отстойник, куда поступала вода после промывки руды; обычно вытекавшая из пруда ручейком, вода превратилась в грозный поток, к-рый устремился вниз к комбинату, по пути перевернул трамвай, сломал заводской забор и затопил машинный зал 2-го блюминга (его пришлось остановить). Для ликвидации аварии были созданы бригады слесарей и электриков, к-рые стали откачивать воду, разбирать, чистить и сушить электрооборудование; целую неделю шла напряж. работа по пуску прокатного стана. После аварии блюминг заработал в ускор. темпе, наверстывая упущ. время. Так, комсомольско-молодежная смена И. Карпенко, где вальцовщиками работали Д. Митьков, И. Зотов и др., стала прокатывать за смену сверх плана по 400 т стали, что было рекордом для того времени. Авария в мартеновском цехе № 1, случившаяся 5 дек. 1947, унесла жизни 16 чел.; более 10 чел. были травмированы. На разливочном кране № 6 оборвалась серьга крюка гл. подъема, и ковш с горячим металлом (200 т) опрокинулся. Следствие установило, что серьга была изготовлена из несоответствующей марки стали и имела значит.износ, к-рый не был своевременно обнаружен. Приказом министра черной металлургии СССР И. Ф. Тевосяна от 29 дек. 1947 нач. техники безопасности ММК И. П. Берг был снят с работы, гл. механику комбината И. М. Матвиевскому был объявлен строгий выговор с предупреждением, зам. гл. механика Н. А. Рышенко — выговор. В приказе министра были намечены меропр. по усилению всей системы подъемных механизмов, связ. с обработкой и транспортировкой жидкого металла.

Но в большинстве своем информация о техногенных ЧС на пром. и строит. предпр., режимных воен. объектах долгое время оставалась закрытой и не предназначалась для публикации в СМИ и статистич. сборниках. И только в кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. сведения о ЧП и авариях стали общедоступными.

Последнее 10-летие 20 в. было для области особенно трагич. Произошедшие десятки ЧП и ЧС свидетельствуют о катастрофич. старении и изношенности материальных ресурсов, а также разобщенности и несогласованности гос. и частных структур и служб, призванных предотвращать аварии и ликвидировать их.

Предвестником надвигающегося техногенного кризиса явилась Ашинская железнодорожная катастрофа (3 июня 1989). Было повреждено 350 м ж.-д. путей, 17 тыс. м возд. линий связи, погибли 479 чел., причем 220 сгорели дотла, 806 пассажиров получили ожоги и травмы, от к-рых мн. позже скончались в больницах.

7 окт. и 19 нояб. 1993, 8 янв. 1994 — черные даты для южноурал. шахт: в результате завалов, взрывов метана, прорывов воды в 3 авариях на копейской шахте «Центральная» погибли 29 чел., гос-ву нанесен ущерб в 39 млн руб. Первая авария унесла жизни 3 шахтеров и 22 горноспасателей. Неск. человек получили тяжелые ожоги и др. травмы. На помощь горноспасателям Южного Урала прибыли их товарищи из Кузбасса, один из них — О. А. Русанов — скончался от получ. во время спасат. работ теплового удара. За мужество и самоотверженность, проявл. при ликвидации аварии, орд. «За личное мужество» были награждены пом. командира взвода В. В. Ерофеев (посмертно), респираторщики Э. Т. Кохидзе, Н. А. Мишунин, В. Е. Сургутский (посмертно), командир отделения Н. Н. Кузнецов. Работы по ликвидации аварии велись в экстремальных условиях круглосуточно. Горноспасатели совм. с бригадой шахтеров-добровольцев 23 окт. 1994 извлекли из-под завала последнего погибшего. Только после 3-й аварии шахта была законсервирована. Два шахтера погибли и 2 были ранены в результате выброса породы в кровле выработки на шахте «Коркинская» ОАО «Челябинская угольная компания».

3 июня 1994 случилось ЧП близ Каслей из-за течи в цистерне, в к-рой перевозился аммиак. На землю вылилось 3 т ядовитого вещества, большое кол-во его попало в пруд пос. Маук, а оттуда по речке в водозаборный пруд Каслей. Концентрация аммиака в воде превысила норму в 1,5 раза. Всего по территории Южного Урала проходят 4 нефтепровода протяженностью более 1 тыс. км, 3 продуктопровода (ок. 900 км), 2 магистральных газопровода (1 тыс. км). За год они перекачивают десятки миллиардов кубометров газа и сотни миллионов тонн нефти.

Старение металла, плохое финансирование и отсутствие контроля за состоянием труб, проведением строит. и монтажных работ увеличивают кол-во ЧП и могут привести к экол. катастрофе. Ашинская трагедия не многому научила эксплуатационников нефте- и газопроводов. Контроль за их сохранностью с годами не улучшился.

24 февр. 1996 из-за разрыва трубы диаметром 1200 мм в результате старения металла взорвался газ на газопроводе Бухара — Урал. всего в 20 км от миллионного Челябинска. Возникший пожар тушили 100 пожарных и 30 ед. техники. Ущерб оценивался в 70 млн руб.

Через полгода произошел взрыв на магистральном трубопроводе Туймазы — Омск — Новосибирск: в 12 км от с. Канашево 14 авг. 1996 из-за прорыва труб во время рем. работ на землю вылилось ок. 100 т нефти. Три дня специалисты собирали загрязн. грунт и перекачивали нефть. Ущерб 600 млн руб.

9 янв. 1998 в 30 км от пос. Бердяуш произошла очередная авария на нефтепроводе. Из-за коррозии трубы выплеснулось 2 т нефти.

3 апр. возле Миасса прорвало трубу газопровода Уфа — Омск.

В этом же месяце произошло ЧП на нефтепроводах в Саткинском районе, возле пос. Тимирязевский и Новосинеглазовский. Площадь загрязнения ок. 1,5 тыс. м2.

По причине старения металла в 1998 произошли также аварии: на ж.-д. ветке Карталы — Магнитогорск ЮУЖД (с рельсов сошло 29 вагонов с углем, ущерб 800 тыс. руб.); на Миасском гор. канализационном коллекторе (1998—99, вылилось более 122 тыс. м3 фекалий, ущерб 150 тыс. руб.); в цехе алюм. литья Троицкого дизельного завода после сильного снегопада обрушилась крыша в 15 тыс. м2. Еще одна серьезная причина аварий — человеч. халатность.

В районе Таганайского горного массива случилось по меньшей мере 2 авиакатастрофы. Первая — в авг. 1944 на западном склоне хребта М. Таганай, 2-я — 30 дек. 1947 на юго-вост. склоне Откликного Гребня.

Авиакатастрофа 1947 произошла при выполнении рейса Чел.— Москва. Не справившись с управлением, пилот врезался в скальную стенку: погибли 3 чл. экипажа и 2 пассажира.

14 февр. 1985, осуществляя разведку погоды в 4 км от Калачево, потерпел катастрофу 2-местный уч. самолет Л-29, принадлежавший Чел. аэроклубу ДОСААФ. При заходе на посадку в районе пос. Еткуль произошел несинхронный выпуск закрылков, произведено автоматич. катапультирование, но парашюты не раскрылись.

22 июля 1993, выполняя полет в сложных метеорологич. условиях по маршруту Калачево — Москва, потерпел аварию (врезался в Александровскую сопку) вертолет МИ-2: командир экипажа погиб, 2 чл. экипажа получили многочисл. ранения.

22 июля 2000 во время уч.- тренировочного полета в районе пос. Еткуль потерпел катастрофу 2-местный самолет ЯК-52, принадлежавший Челябинскому отделению Рос. оборонной спорт.-техн. организации. Было произведено снижение самолета на недопустимую высоту, в результате чего произошло столкновение машины с лесным массивом.

Из-за халатности 3 марта 1998 случился взрыв паров бензола внутри котла на ММК (погиб 1 сварщик, 4 получили ранения); 6 марта этого же года взорвался газомазутный котел в «Уральской кузнице» в Чебаркуле (1 чел. погиб, 3 пострадали).

28 нояб. 2006 в травильном отделении ЛПЦ-5 ММК произошел пожар, обрушилась кровля, в результате чего погибли 8 чел. Для тушения пожара и последующего разбора завалов было привлечено 306 чел. и 55 ед. техники. Причинами 2 ЧП в этом же году явились небрежность при утилизации радиационных отходов и разлив 100 л ртути.

17 мая 1980 в здании выбойного отделения комбината хлебопродуктов № 2 (Челябинск) произошел взрыв, к-рый разрушил 6-й этаж и сев. стенку с 6-го до 1-го этажа. Взрывной волной были выбиты стекла в смежном здании склада бестарного хранения муки, опалено оборудование и металлоконструкции. От сотрясения здания выбойного отделения произошла деформация связ. с ним склада готовой продукции, построенного из сборных ж.-б. элементов, в результате чего кирпичное заполнение стен 3-го и частично 2-го этажей склада разрушилось. Два человека получили ожоги. Причина группового несчастного случая — взрыв мучной пылевозд. смеси вследствие возгорания кордной ленты.

5 сент. 1981 произошел взрыв в размольном отделении, в результате к-рого погибли 7 чел., 12 госпитализированы (3 чел. скончались в больнице от ожогов). В результате взрыва пылевозд. среды полностью разрушено размольное отделение, 5-й этаж зерноочистит. отделения и частично стены склада готовой продукции.

Крупнейшая строительная авария 1-й категории на территории Челябинской обл. произошла в Чел. 29 марта 1994, когда при монтаже переставной опалубки 16-го этажа обрушилась часть строящегося жилого дома по ул. Чичерина в Калининском р-не. В результате нагружения плиты лоджии и перекрытия 15-го этажа произошло разрушение с прогрессирующим обрушением лоджий нижележащих этажей. Погибли 4 чел. Причина обрушения — низкая прочность бетона плиты перекрытия. Ответственность за трагедию была возложена на ИТР подрядной организации ТОО «Монолитстрой-4».

Из незарегистрир. следует отметить аварию в мае 1997 на строящемся 16-этажном монолитном жилом доме по ул. Энгельса в Чел.: обрушение лестничной клетки на всю высоту здания. Осн. причины: низкое качество строит.-монтажных работ и применяемых мат-лов, нарушение технолог. дисциплины, ошибки при проектировании. Кроме того, на строит. объектах произошли след. аварии: обрушение подъезда строящегося 5-этажного жилого дома по ул. Воровского в Чел. (март 1962, жертв нет); взрыв котла в строящемся корпусе котельной № 3 в Златоусте (дек. 1986); обрушения 2 пролетов эксплуатируемого корпуса техобслуживания и техн. ремонта грузовых автомобилей Златоуст. ПАТО (февр. 1998, жертв нет) и покрытия строящегося здания склада на ЧТЗ (16 окт. 2000, погибли 2 чел.), а также верх. части эксплуатируемой 80-.И дымовой трубы цеха обжига № 2 ЗАО «Уралцемент» в пос. Первомайском (Коркино, 11 февр. 2001), пролета эксплуатируемой галереи отделения дробления на комбинате «Магнезит» в Сатке (7 июля 2002, жертв нет); разрушение плиты перекрытия на строящемся жилом доме серии 121-т по ул. Ворошилова в Чел. (26 июня 2002, погиб 1 чел.).

Техногенные ЧП чередуются с природными катаклизмами. Ураган с мокрым снегом, обрушившийся на север области 22 мая 1993 (гг. Снежинск, Озерск, Кыштым, Касли, Верхней Уфалей, Аргаяш., Нязепетров., Кунашак. р-ны), вывел из строя ЛЭП-20, лишив электроснабжения 235 населенных пунктов. На 2 нед задержан сев с.-х. культур. Ущерб — 1 млрд руб. Ураганный ветер, поднявшийся 29 июня 1993 в Катав-Иванов., Ашин. и Кизил. р-нах, сорвал крыши домов, повалил сотни деревьев, повредил линии связи и электропередачи. Ущерб — 1 млрд руб.

Две месячные нормы осадков выпали в Челябинской обл. 16 июля 1993. Затоплены десятки домов, в т. ч. многоэтажных, парализована добыча угля на разрезе «Коркинский». Жертв нет, материальный ущерб 95 млн руб. Аналогичная ситуация произошла 7—10 авг. 1994. Проливные дожди вызвали подъем воды в рр. Ай, Юрюзань, Б. Сатка, в Аргазинском, Айском, Иремельском и Шершневском водохранилищах. Оказались затопл. сотни гектаров земли, ок. 400 домов в Копейске, Сатке, Златоусте, Усть-Катаве, 7 цехов ЗМЗ, смыто 2 моста. Материальный ущерб 7 млрд руб.

В Агаповском районе 1 июня 1998 выпал град, покрывший землю слоем 5—10 см. Уничтожено 650 га посевов.

Снежный ураган 8 окт. 1998 оставил без электроэнергии 32 тыс. чел. и 129 населенных пунктов. Снег прервал движение на Транссибирской магистрали на участке Сатка — Миасс, на автотрассах Уфа — Чел., Екатеринбург — Чел. Обморожение получили десятки людей. В ликвидации ЧС принимали участие более 4 тыс. чел. и 400 ед. техники. Ущерб 1 млн руб.

В марте 1999 зарегистрирована ЧС федерального масштаба — продолжавшийся неск. дней снегопад в Агапов., Картал., Варн., Троицком и др. р-нах области более чем на сутки нарушил электроснабжение в 24 насел. пунктах, где проживали 11,5 тыс. жит. В ликвидации ЧС принимали участие ок. 700 чел. и 200 ед. техники. Ущерб 11 млн руб., затраты на ликвидацию последствий стихии составили ок. 3 млн руб.

Основными организаторами ликвидаций последствий А. и к. в настоящее время являются муниципальные аварийно-спасательные службы.