Челябинская область в изобразительном искусстве. На территории, ныне входящей в Челябинской обл., первые зафиксир. изображения природы, жизни людей относятся к эпохе верх. палеолита. Известны рис. кр. охрой и в технике гравировки древних ж-ных на стенах пещер Игнатиевской пещеры, Идрисовской 3, Сикияз-Тамакского пещерного комплекса (см. Писаницы). Осознанное художеств. отражение картины мира, природы и человека относится ко времени освоения терр. Урала в 18 в. Не известны художеств. произв., в к-рых были бы запечатлены пейзажи, виды городов, возводившихся на территории современной Челябинской обл., но сохранились картографич. и архит. планы (относящиеся, по сути, к прикладной графике), к-рые обычно сопровождались рис. С нач. 19 в. Юж. Урал. особенно Златоуст. стал все более привлекать путешественников и художников. Натурные рис. в технике цветного карандаша проф. химии Казанского ун-та К. К. Клауса, посетившего Златоуст в составе эксп. А. Я. Купфера, датируются 1828 (в 1833 по этим рис. в Париже был выпущен альбом литографий). В натурных набросках карандашом поэта В. А. Жуковского, сопровождавшего цесаревича Александра Николаевича (см. Александр II) в его путешествии по России (1837), тоже немало видов Златоуста. Окрестности Миасса и Златоуста запечатлел англ. арх., акварелист Т. У. Аткинсон, осуществивший под влиянием А. фон Гумбольдта в 1848—53 «путешествие по азиатской России в 60 тыс. верст» (в краеведческом музее Миасса еще в 1980-е гг. находился большой акварельный пейзаж с горной панорамой, выполн. Аткинсоном). Особое место в воплощении образа города-завода Златоуста, окружающей его природы, а также процессов производства холодного оружия принадлежит златоуст. мастерам, работавшим в различных видах художеств. творчества: иконописи, живописи, гравюре. Образы урал. природы, преобразов. творч. фантазией мастеров из династий Бояршиновых, Бушуевых, Тележниковых (см. Златоустовская гравюра на стали), сохранились в рис., украшающих холодное оружие из златоуст. булатной стали (см. Булат). Замечат. рисовальщиком был горный инж. П. П. Аносов, к-рый сам проиллюстрировал свой труд «Систематическое описание горного и заводского производства Златоустовского завода» (1819). Акварельные портреты Аносова создал в 1840-е гг. златоустовец Е. С. Абабков; он также оставил неск. натурных пейзажей Златоуста и завода 1850-х гг. Виды Таганая, Уреньги, Златоуста запечатлели в 1880—1910-е гг. екатеринб. худ. В. Г. Казанцев и А. К. Денисов-Уральский, известный рус. пейзажист вятич А. М. Васнецов и его земляк А. В. Исупов. Традицию создания панорамных видов Чел., открывающихся глазу путешественника, начал худ.-любитель П. Я. Пясецкий, широко известный в С.-Петербурге; он создал ряд своеобразных произв.: события, виды и пр. запечатлены как кадры кино на длинной ленте бумаги — в виде свитка. «Панорама Великого Сибирского железнодорожного пути» написана на 4 свитках-рулонах (хранятся в собрании Гос. Эрмитажа в Меншиковском дворце, С.-Петербург). На 3-м рулоне (дл. 80,5 м, выс. 0,48 м) изображена Транссибирская железнодорожная магистраль (2-я часть Великого Сиб. пути), в т. ч. участок Чел.— Курган — Петропавловск — Омск — Бараба (пейзаж низм. равнины с панорамой Чел., видами монастыря, широкой улицы, собора и колокольни, большой ж.-д. станции со зданием вокзала; на площади перед вокзалом — толпа народа, встречающая прибывающий поезд; павильоны украшены рос. флагами). Панорама экспонировалась в 1900 на Всемирной выставке в Париже (рулон перематывали с одного цилиндра на др. в зале на 125 зрителей). Тему «Челябинск глазами путешественников» в 20 в. продолжил известный худ. Е. Е. Лансере (1875—1946). На его акварели (1904) запечатлен шатер цирка на юж. окраине Чел., обнес. забором с полосатыми будками; по дороге движется повозка, запряж. 2 лошадьми. Акварель известна благодаря открытке, выпущ. общиной Св. Евгении [оригинал акварели находится в собрании Гос. Рус. музея (С.-Петербург) в составе поступившей в дар коллекции бр. Ржевских]. Обогащение художеств. иконографии края следовало за развитием культуры в Чел. губ. Виды городов, поселков, деревень, пейзажные мотивы, в т. ч. индустр., портреты выдающихся деятелей, многонац. население края, его нравы и обычаи — такова типология юж.-урал. иконографии, в создании к-рой приняли участие как местные профес. художники, так и бывавшие здесь наездами. Ист. художеств. документом и памятником сов. эпохи стал комплекс этюдов, портретов, картин, исполн. в кон. 1920-х — нач. 1930-х гг. моск. и ленингр. художниками на стр-ве пром. предпр. Урала, в период индустриализации края. В числе первых художников, приехавших на Магнитострой, был график Н. М. Аввакумов. В 1931 для работы на новостройках Урала и Сибири была организована спец. бригада моск. художников, к-рую возглавил живописец Ф. А. Модоров (1890—67). Он сосредоточил внимание на важнейших объектах стройки, портретах передовиков-ударников; его работы вывешивались прямо в цехах, на стройплощадках. Мн. произв. посвятил стр-ву ММК моск. худ. Е. А. Львов. Неск. десятков работ Львова и Модорова были представлены на выставке «Гиганты Урала» в Москве (1931). В 1930-е гг. многократно приезжал в Магнитогорск живописец А. Х. Накоряков; здесь им была написана картина «Бригада Х. Галиуллина», посв. передовикам-бетонщикам (см. Х. Галиуллин). Выставка его работ состоялась в Доме инженеров Магнитогорска в авг. 1936. С Магнитостроем связаны имена мн. сов. живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов (А. С. Блинов, Е. П. Блинова, Ф. С. Богородский, К. А. Вялов, Б. В. Данчич, Л. А. Дитрих, Н. В. Дыдыкин, Е. С. Зерновая, Т. С. Кирпичникова, П. И. Котов, И. В. Крестовский, С. В. Кузнецова, А. М. Лавинский, А. В. Лобанов, Б. Т. Метелкин, К. В. Николаев, С. И. Петров, М. Г. Платунов, Б. И. Пророков, И. А. Соколов, Я. В. Титов, В. В. Хвостенко). Уроженец Подмосковья Г. Я. Соловьёв, приехавший в 1931 на Урал. остался здесь навсегда. Худ. В. Корыгин, В. Костяницын, В. Кучумов, Модоров, Р. Романович, С. Рянгина, Г. Шегаль, Б. Яковлев и др. запечатлели индустр. пейзажи, картины стр-ва ММК, ЗМЗ, ЧТЗ, «Станкомаша», ЧГРЭС, Синарстроя, саткинского завода «Магнезит» и др. крупных предпр. области. На портретах лица строителей — штукатурщиц, каменщиков, плотников, бетонщиков, бригадиров, мастеров, инженеров, возглавлявших стр-во объектов индустрии. Эти полотна ценны не только в краеведч. аспекте, но и как часть истории иск-ва страны. В них запечатлена утопич. и героич. попытка построить новый свободный мир. Наряду с пром. темой столичные художники создавали картины на сюжеты из истории рев. борьбы и Гражданской войны на Южном Урале [«Пересыльная тюрьма в Челябинске» А. Любимова, «Златоустовская бойня 1903» А. Максимова, «Ночной разговор» (В. И. Чапаев) П. П. Соколова-Скаля, «Пугачевщина» (эскиз) Н. Шестопалова, «Октябрь 1917 в Челябинске» Сашина и др.]. Событиям 1903 посв. и полотно златоуст. худ. А. М. Сосновского (см. Расстрел Златоустовских рабочих). Художники Чел. обл., объединившиеся в 1936 в орг-цию СХ (см. Союз художников России), представили итоги своей творч. деят-сти на передвижной выставке «Урало-Кузбасс в живописи», прошедшей в Свердловске, Новосибирске и Чел. Экспозиция под назв. «Южный Урал в живописи» состояла из 95 картин; позднее ее показали в 15 насел. пунктах Южного Урала. В довоен. период чел. скульптор Т. В. Щелкан-Руденко создала серию портретов стахановцев Чел. завода крупного станкостроения; И. Л. Вандышев, Н. А. Русаков, А. П. Сабуров, Д. Ф. Фехнер, В. Н. Челипцова писали портреты колхозников, рабочих, пейзажи, делали наброски в угольных шахтах, на приисках, в заводских цехах [серии пейзажей Русакова «Отсюда виден Урал» (масло) и «Цветы полей и лесов Урала» (акварель); акварельные пейзажи Б. В. Никольского; виды Магнитогорска и его окрестностей Соловьева; пейзажи старого и нового Чел. Вандышева; портреты на фоне сел. и урбанистич. пейзажей Русакова]. Все эти работы, документально точно зафиксировавшие время, создавали живое полотно жизни. Главенствующей темой с 1930-х гг. стал интенсивно развивающийся обл. центр. Гор. пейзажи натурного, пленэрного типа представлены в творчестве Вандышева. На его полотнах Чел. в прошлом и настоящем; «Сенной базар зимой» (с видом на дорев. Чел. зимой с левого берега р. Миасс), «Ярмарка на Александровской площади», «Богородицко-Одигитриевский монастырь», «Челябинская пересыльная тюрьма» и др. Кроме панорамных полотен Вандышев любил писать улочки, дворики старого Чел., считая своим долгом «запечатлеть то, что кануло в прошлое», и одноврем. отображал новый облик города с его многоэтажной архитектурой, широкими площадями, трансп. магистралями. Среди довоен. изображений Чел. выделяется созданная Русаковым картина-портрет «Советская симфония» (1935): за спиной мальчика, стоящего на балконе и играющего на скрипке, открывается вид на город с его стройными зданиями в стилистике конструктивизма. Живописец выступил здесь и как свидетель рожд. нового города, и как создатель его будущего идеального образа. Вторая пол. 20 в. отмечена достижением качественно новой высоты, расширением художеств. пространства, а также широким развитием любит. и самодеят. творчества. Возникли коллективы художников не только в Чел., Магнитогорске, Златоусте, но и в Миассе, Троицке, Чебаркуле, др. насел. пунктах области. На первый план вышла патриотич. тема. Не ослабевало внимание к сюжетам, связ. с периодом индустриализации. Так, к теме легендарной Магнитки обращались мастера разных видов изобразит. иск-ва; живописцы В. В. Бубнов (серия гравюр «Магнитогорск», 1967), Н. Я. Третьяков (серия гравюр из 14 листов «Магнитка», 1973), А. Н. Ладное («Первостроители Магнитки», 1975), И. А. Кучма («Доменный цех Магнитки», 1979), Ю. И. Данилов («Стальные кружева Магнитки», 1979), А. А. Пастухов («Магнитка-86», 1986); мастера декоративно-прикладного иск-ва Н. А. Ситников (гобелен «Первостроители. Год 30-й», 1979), Л. Я. Кудрявцева (гобелен «Индустрия», 1979); скульпторы В. А. Авакян («Магнитогорский сталевар Н. М. Лазарев», 1974; «Магнитогорский металлург Овчинников», 1979), Э. Э. Головницкая (портреты из цикла «Ветераны Магнитки») и др. Картина моск. живописца Ю. М. Ракши «Моя мама» (1968), на к-рой изображены 4 девушки — участницы стр-ва ММК (др. назв. «Комсомолки тридцатых годов»), вошла в фонд ГТГ. В 1970—80-е гг. появился ряд произв. худ. А. Ф. Аверина, Э. П. Борисенко, В. И. Голубева, В. И. Захарова-Холмского и др. Во мн. городах и поселках области устанавливались памятники и создавались мемориалы в честь героев-уральцев, участников Гражд. и Вел. Отеч. войн. Наиб. значимыми в художеств. отношении были произв. монумент. скульптуры: пам. «Орлёнок», «Танкистам-добровольцам» (Челябинск), «Палатка первых строителей» и «Тыл — фронту» (Магнитогорск) скульптора Л. Н. Головницкого; пам. И. И. Неплюеву (Троицк), Бушуеву И. Н. памятник (Златоуст) В. П. Жарикова (см. Жариковы) ; Аносову П. П. памятник моск. скульпторов А. П. Антропова и Н. Л. Штамма; в Чел. пам. И. В. Курчатову (см. Курчатову И. В. памятники), Прокофьеву С. С. памятник и Глинке М. И. памятник скульптора Авакяна и др. (См. также Памятники истории и культуры.) Крупным событием послевоен. истории стало освоение целинных земель на юге Чел. обл.— в Чесм. и Бред. р-нах. Романтика и мужество мирного труда воплощены в целинной серии М. И. Ткачёва, получившей известность и признание в сов. иск-ве. Эту серию художник создавал в теч. 20 лет. В 1950—80-е гг. возникли серия «Магнитка» и серия монотипий, посв. Чел. В монотипии Ткачева «Дождь» изображена пл. Рев-ции с ее свободным, раскинувшимся пространством. Композиция сфокусирована на киоске «Союзпечать», к к-рому цепочкой выстроилась очередь людей с зонтиками. В монотипии «Лыжники» серый зимний день с легкими снежинками создает особое настроение, контрастируя с резкими силуэтами лыжников на фоне новой архитектуры Дворца спорта «Юность». В монотипии «Площадь Революции. Июнь» художник выбрал высотную точку обзора со стороны трамвайной остановки, запечатлев ранним утром площадь, заполн. выпускниками школ. В 1980-е — нач. 1990-х гг. Ткачев создал ряд монотипий, посв. чел. дворикам. В целом город глазами художника — своеобразная лирич. сюита, где гл. героями являются не отд., самые красивые с точки зрения архитектуры здания и памятники, а гор. среда, к-рая определяет пульс человеч. жизни. Взволнованным и драматичным предстает Чел. («Улица Воровского») в черно-белой и цветной линогравюрах Н. И. Черкасова. На линогравюрах 1960—70-х гг. Третьякова запечатлены урал. природа, картины стр-ва газопровода «Бухара — Урал». Нек-рые пейзажи худ. Н. Д. Аникина, В. В. Качалова, З. Н. Латфулипа, 6. П. Меркулова стали «своеобразными духовными портретами времени». Образ города в их творчестве не только результат натурного впечатления, но прежде всего — смысловое обобщение. В иконографии Чел. присутствуют по меньшей мере 5 типов пейзажа; гор. эпич., лирич., символико-филос., индустр., ретроспективный. Документ.-ретроспективный принцип лежит в основе акварельной серии Ю. П. Данилова, исполн. в 1990-е гг. В ней запечатлены наиб. архитектурно выразит. здания и уголки старого Чел. В серии живописных работ «Мой Челябинск», выполн. актером Челябинского театра для детей и молодежи (ныне ТЮЗ), худ.-любителем А. И. Шибковым, пейзажи старого центра города с памятниками, архит. застройками периода 1930—50-х гг. декоративны, красочны, в каждом соединено реальное и фантастичное, словно перед зрителем город-декорация. Худ. Е. В. Колесниковой создана серия документ.-ретроспективных работ в технике батик под назв. «Челябинская палитра», впервые показ. на выставке «Челябинск-2000». Ист. здания дорев. Чел. соседствуют в них с совр. архит. комплексами. В 1990-е гг. иконография Чел. образно обогатилась. Художники, работавшие в скульпт. керамике, создали т. н. объемный образ города, где натурное сплавляется с метафорич. А. П. Кудрявцев выполнил объемно-пространств. композицию из 90 предметов «Мой город» (1985), используя шамот, фаянс, фотокерамику и глазурь. По метафорич. линии развиваются фантазии на гор. тему у Е. А. Щетинкиной. Ее керамич. фигурная композиция «Челябинск индустриальный» представляет собой некий подиум, окруж. природными растит. формами, с сидящей на нем фигурой бородатого мужичка. Яркая цветовая гамма, добродушное выражение лица героя — все в скульптуре напоминает героев сказов П. П. Бажова. Ист. этапы развития Чел., символич. собират. образ города переданы в гобеленах Ю. В. Егакова, Кудрявцевой, Л. Лютиковой, Ситникова, С. Л. Черкашина. В кон. 1990-х — нач. 2000-х гг. создание иконографии Чел. обл. продолжили художники: челябинцы Третьяков [серия пейзажей (цветная ксилография) индустр. Чел.], Черкасов (черно-белые ксилографии и линогравюры пейзажей Южного Урала и Чел.); троичане М. А. Брунеткин, В. В. Егоров, А. Р. Крылов, Г. М. Левшич, Н. С. Левшич (см. Левшичи); магнитогорцы А. Ф. Аверин, М. С. Любельский, Л. И. Поскрёбышев, Ф. Г. Разин, Н. П. Рябов, Ю. В. Шумов; чебаркульцы В. Балясников, А. Н. Дёмин, В. Н. Дьяков, Ю. Н. Петухов, А. В. Портнова (см. Портновы), И. Д. Сорока; златоуст. живописцы и графики Ю. П. Азеев, Н. И. Гарус, М. Н. Дудин, М. Ю. Жиров, В. И. Зозуля, Д. П. Максимов, А. И. Прибытов, Р. А. Сафин, А. И. Шатров. Достойное место в создании иконографии Чел. обл. занимают чел. живописцы старшего поколения Бубнов, Р. И. Габриэлян, А. О. Григорян, С. Б. Канальский, Г. Куницкая, Ладнов, В. П. Меркулов, В. П. Мещеряков, В. А. Неясов, К. Оганесян, О. Решетников, А. М. Смирнов, Н. Ф. Сурин (см. Сурины); молодые художники Аникин, Качалов, Латфулин, П. П. Ходаев; монументалисты Л. Н. Костина, В. Г. Мишин, К. В. Фокин, Черкашин; художники-графики В. П. Ваганов, В. М. Питиримова, А. В. Савочкин, Е. Э. Савочкина (см. Савочкины; акварели, рисунки и эстампы), Л. А. Серова, С. М. Удалов (акварели). Работы живописцев, графиков, керамистов Е. Кетовой, Е. Пензиной, Е. Сластниковой, Б. И. Тряпицына, Э. Ф. Шарафутдиновой, Щетинкиной, прикладников и дизайнеров нового поколения отличает стремление передать не только картину совр. мира, но и внутр. мир человека, живущего в нем. На протяжении 200 лет художниками-живописцами, графиками, скульпторами, прикладниками и дизайнерами создано огромное кол-во рисунков, гравюр, набросков с натуры, этюдов, картин, скульптур, запечатлевших все стороны жизни южноуральцев, историю и природу края, образы ист. деятелей и современников. О творчестве мн. из них подробно рассказано в статьях в ж. «Челябинск. Архитектура. Строительство» (2005—06).