Налоги, обязат. платежи, взимаемые с юрид. и физ. лиц. Н. составляют гл. источник пополнения гос., регион., местного бюджетов (см. Консолидированный бюджет). По способу взимания делятся на прямые (с доходов или имущества юрид. и физ. лиц) и косв. (или акцизы, к-рые включаются в цены товаров, в осн. предметов широкого потребления). Различают реальные прямые Н. (к-рыми облагаются земельные участки, скот, недвижимое имущество) и личные прямые Н. (подоходный, поимуществ., на ден. капитал, на сверхприбыль, с наследства и дарения). Система Н. действовала в рабовладельч. и феод. об-вах в осн. в форме натур. сборов (продовольствие, фураж, снаряжение для армии и флота и т. п.) и в виде личных повинностей (участие в походах и др.). С развитием товарно-ден. отношений Н. стали взиматься преим. в ден. форме. Развитие системы Н. началось гл. обр. с кон. 15 — нач. 16 в., в связи с заменой натур. системы х-ва ден., под влиянием расширения внеш. и внутр. торговли, создания постоянных армий и сосредоточения воен. власти в руках главы гос-ва. Первыми видами ден. платежей граждан являлись не прямые Н., а преим. пошлины (плата за услуги, доставляемые гос-вом отд. гражданам): суд., взимаемые при передвижении людей и товаров (таможенные платежи), в виде вознаграждения за обеспечение безопасности на дорогах и за самоустройство дорог, мостов, портов, гаваней и т. п. Первыми видами прямых Н. были подушные, или поголовные, и поземельные. Введение в России подушной подати в царствование Петра I было вызвано увеличением числ. регулярной армии и необходимостью найти источники для ее содержания. В 1717 Петр I приказал вычислить, со скольких «работных персон» можно содержать пешего и конного солдата, обоз и т. п., в 1718 — произвести поголовную перепись. Все население было разделено на податное и неподатное. Единицей обложения подушной податью была ревизская душа. В результате деления 4 млн руб. (суммы расхода) на 5,4 млн (числ. населения) в 1724 был установлен Н. в 74 коп. В 1765 подушная подать была распространена на Юго-Вост. Украину, со 2-й пол. 1783 — на Малороссию и Остзейский край (Прибалтику). В 1794 в 18 губерниях оклад был повышен до 1 руб., в 18 — до 85 коп.; в 4 губ. остался без изменения. В 1795 в губерниях, где ден. Н. был ниже 1 руб., установлены хлебные сборы. Указами Павла I (1796) хлебные сборы были заменены ден., дворянство обложено особым Н. (1797). Гор. обыватели (представители купечества и разночинцев, приписанные к цехам или посадам) с 1724 были обложены подушной податью (1 руб. 20 коп.), к-рая в 1775, с обложением купечества процентным сбором с объявл. капиталов, с купцов была снята; для мещан увеличена до 2 руб. (1794), 2 руб. 60 коп. (1797), 5 (1810), 8 руб. (1812); в 1816—18 — еще на 30 коп.— на «водяные и сухопутные сообщения» (кроме Сибири). В 1863 подать с мещан и цеховых людей (за исключением Сибири и Бессарабии) была отменена. Сбором подушного Н. при Петре I ведали спец. комиссары дистриктов. С изданием Учреждения о губерниях (1775) заведование сбором перешло к казенным палатам; установился порядок, практиковавшийся до 1860-х гг.: в гор. об-вах сбор подати производился старостами, с государственных крестьян — выбранными сборщиками, с помещичьих крестьян — помещиками или их приказчиками и управителями. При имп. Александре I Н. с дворян был отменен; сумма разложена на помещичьих крестьян (по 18 коп. на душу); подушной оклад установлен в 3 руб. 30 коп. с души. Указом имп. Николая I (1839) сиб. крестьяне, освобожд. от платежа на водяные и сухопутные сообщения, платили 86 коп. с души. К податным сословиям принадлежала вся масса сел. обывателей, до 1863 — мещане, цеховые и рабочие в городах. Освобождено было от подушной подати духовенство (лица, занимавшие штатные места, и их дети; остальные должны были поступить на службу или записаться в подушный оклад); производились т. н. разборы с целью выделить из духовного звания лиц, подлежавших подушной подати. Позднее от подушной подати были освобождены мурзы и князья тат. происхождения, все лица, состоявшие на государственной службе, придворные служители, медики, маклеры, лица, получившие ученые степ., купцы, почет. граждане, а также т. н. обельные вотчинники в Олонецкой губ. и белопашцы с. Коробова Костромской губ. (т. е. потомки людей, оказавших услуги Отечеству и царскому дому) и пр. Нек-рым лицам (переселенцам, военнопленным) предоставлялись льготы по уплате подушной подати. Государственные крестьяне кроме подушной подати платили еще т. н. оброчную. (Подробнее см. Подати и повинности государственных крестьян.) Крестьяне, приписанные к урал. горным з-дам, платили Н. не деньгами, а отработкой. После Крестьянской реформы 1861 и снятия подушной подати с гор. обывателей (1863) было предписано производить раскладку подати «соответственно количеству земли, отведенной каждому семейству, и сообразно другим принятым между крестьянами местным правилам». Подушная подать, не внес. к определ. сроку, считалась недоимкой. Для исслед. и устранения причин недоимок создавались спец. комиссии, в губернию направлялся сенатор; издавались указы, предписывавшие наказания виновным (от начисления пени до физ. экзекуций). Царскими манифестами (1752, 1797, 1825, 1855) недоимки списывались (прощались). С 1 янв. 1883 Высочайшим Повелением было прекращено взимание подушных податей в пользу казны с мещан, приписанных к волостям безземельных крестьян и дворовых людей, крестьян, получивших от помещика надел на основании ст. 123 Великорос. положения. В мае 1883 коронационным манифестом прощены все недоимки по подушной подати; предписано освободить от подушной подати всех остальных безземельных, фабричных и заводских крестьян; бывшим помещичьим крестьянам, а в нек-рых местностях и др. плательщикам сумма подати снижена на 50%. 28 мая 1885 высочайше утверждено решение Гос. совета о полн. прекращении с 1 янв. 1886 взимания подушной подати со всех крестьян, на к-рых распространялось действие положений от 19 февр. 1861 и 21 июня 1863, с состоявших на особом положении прибалтийских крестьян (кроме посел. на казенной земле), с малорос. казаков и др. разрядов населения (за исключением плативших оброчную подать). С 1 янв. 1887 отменялось взимание подушной подати со всех разрядов населения империи, кроме жит. Сибири. Для большей части Сибири подушная подать отменена законом 19 янв. 1898 (действие его не распространялось на Алтайский горный округ Томской губ., Приамурское генерал-губернаторство). На остальной терр. Сибири с 1 янв. 1899 подушная и душевая оброчная подати, ясачный сбор и сбор на межевание (взимавшиеся с крестьян и оседлых инородцев Сибири, с кочевых инородцев Енисейской и Иркутской губ. и с проживавших в селениях купцов, цеховых и мещан), подымная с бухарских и ташкентских выходцев подать были заменены гос. оброчной (с отвед. от казны земельных наделов) и поземельной (с земель, находившихся в собственности крестьян и «иногородцев») податями. Оброчная подать включала в себя и арендную плату за пользование казенной землей. Взимание подушной и оброчной податей со ссыльных, не причисл. к сел. об-вам, а также сбора на межевание со всех безземельных крестьян отменено в Сибири законом 19 янв. 1698, недоимки по этим податям и сборам списаны. Объектом Н. считался доход или источник дохода (имущество), подпадавшие под соответствующие статьи гос. или местного законодательства. Значение субъекта налогообложения исторически претерпевало изменения с юрид. и полит. точек зрения. Большинство податей представляло собою исключит. Н. с инородцев и жит. окраин Российской Империи, в т. ч. Южного Урала. Взимались подати: подушная и оброчная — в Сибири; подымная — в Закавк. крае (по местным правилам); со скота — у киргизов Внутр. орды (с верблюда и лошади — по 28 коп., с КРС — по 14 коп., с овцы и козы — по 4 коп. в год с головы, по особому исчислению кол-ва скота — раз в 3 года); сбор с приезжающих — в Ниж. Новгороде (с приехавших на ярмарку — 60 коп., с крестьян и мещан, не оформлявших торг. документов,— 5 коп.); сбор с евреев-земледельцев (21 коп. с души). Со времени колонизации Урала и Сибири собиралась дань натурой, гл. обр. пушниной, мягкой рухлядью — ясак (см. Ясачные люди). С кочевого населения степных областей и среднеазиат. владений, с калмыков Астраханской и Ставропольской губ. взималась двойная кибиточная подать — гос. (4 руб.) и земский кибиточный сбор (1,5—2 руб.); единицей обложения являлась кибитка (юрта, дом, сакля, землянка). Распределение сумм кибиточного сбора по волостям (улусам, аймакам) производилось губерн. или обл. правительств. властью; между аулами, отд. кибитковладельцами — соответствующими сходами. Впервые кибиточная подать была наложена в 1824 на оренб. киргизов (казахов), в 1868 введена взамен ясака и для киргизов Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Урал. и Тургайской обл. Колонисты, начавшие селиться в России при имп. Екатерине II, были обложены разнообразными окладами: одни приравнены к гос. крестьянам, др.— к помещичьим; третьи платили только поземельный сбор или, кроме того, сбор на содержание воен. и сухопутных присутств. мест. В России осн. место в системе налогообложения занимали косв. Н., среди них — доход от винной монополии, составлявший 28,6% всех поступлений в бюджет (1909—13). Крупные доходы приносили акцизы на сахар и др. предметы массового потребления. Меньшую роль в бюджете играли прямые Н.: поземельный, промысловый и др. Характерная черта системы Н. в России — отсутствие подоходного Н., к-рый был введен только с 1 янв. 1917. (См. также Военный налог.)
Местные налоги и сборы до 1917. Взимались провинциальными, губерн. и уездными земскими (см. Земства), сел., гор. органами самоуправления на удовлетворение местных нужд и потребностей. Местные сборы — платежи, шедшие на определ. цели и представлявшие собой как бы прямую плату за известные услуги. Тесная связь между общегос. и местными финанс. системами обусловлена тем, что субъектами и объектами общегос. и местных Н. являются в большинстве случаев одни и те же лица, имущества и доходы. Большинство гос. прямых и косв. Н. уплачивалось сел. населением с дохода от земледелия. В России гл. источником местных доходов являлись прямые местные Н. Важная роль в местном обложении принадлежала Н. поземельному, подомовому и квартирному. Местное обложение могло превышать прямое гос.
Земские сборы с предметов обложения составляли гл. источник дохода для удовлетворения потребностей земств. По Уставу 1851, обложению этими сборами подлежали торг. и пром. свидетельства, земли и податные лица. Торг. свидетельства облагались в размере 10% суммы, взимавшейся в казну в виде пошлины (процентным отношением определялся только объем сбора с губернии, к-рый затем распределялся по городам с повышением или понижением процента, сообразно разделению на разряды — избыточные, ср. и малодостаточные). Сбор с земель был установлен в подесятинных цифрах (безотносительно к доходности земли). Остальная часть ден. сбора (не покрытая сборами с торг. свидетельств и земель) распределялась подушно: К-том о земских повинностях производилась раскладка между сословиями (гос., удельными и помещичьими крестьянами), дальнейшая раскладка предоставлялась «подлежащим начальствам» и дворянству. Из-за законодат. ограничения размера обложения торг. свидетельств и земли осн. тяжесть обеспечения земских потребностей приходилась на податные сословия. Подушный сбор в 1829—33 составлял 17 коп. с души, в 1860—62 — 87,5, с учетом поземельного сбора (7 коп.) — 94,5 коп. Врем. правилами (1864) податные души были освобождены от обложения на местные нужды; расширен круг объектов обложения (земли, фабрики, заводы, пром. и торг. заведения «и вообще недвижимые имущества в уездах и городах, а также свидетельства на право торговли»); введен новый принцип раскладки. В законодат. разъяснении (1866) уточнялось, что при обложении фабричных, заводских и торг. помещений должны приниматься в расчет только ценность и доходность самих помещений (без находящихся в них предметов торга или промысла, а также торг. и пром. оборотов). Размер сбора с торг. документов и патентов ограничен 10—25% цены (в 1884 нормы изменены). На 3-летие с 1872 к сбору на гос. повинности (ранее взимавшемуся преим. с крестьян и мещан по душевой раскладке) впервые были привлечены удобные земли, кроме казенных (т. к. их обложение «составляло бы, в сущности, налог на казенные имущества в пользу казны же»). В 1890-е гг. установлено, что недвижимые имущества оцениваются по ср. «чистой их доходности», земли — по местностям и угодьям, прочие имущества подвергаются индивид. оценке. В 1893 в пользу земства установлен новый сбор — с трактирных заведений, ведших виноторговлю.
Мирские сборы, часть мирских повинностей, к-рые отправлялись каждым сел. или волостным крест. об-вом. Обращались исключительно на удовлетворение частных (не обознач. в законе) потребностей отд. сел. об-в или деревень. Часть мирских сборов с разрешения начальства шла на образование мирских капиталов. Мирские повинности государственных крестьян регламентировались законодательно до 1861. Общест. сбор взимался уравнительно со всего сословия государственных крестьян (по числу душ, на основании смет и раскладок, составлявшихся каждое 3-летие Мин-вом гос. имуществ).
Городские налоги и сборы, обязат. платежи, взимавшиеся с физ. и юрид. лиц в гор. бюджет и формировавшие основу его доходной части. «Жалованная грамота городам» (1785) впервые позволила рус. городам иметь собств. ден. доходы, употреблявшиеся на «городские пользы и нужды» (право введения новых Н. и сборов оставалось в исключит. компетенции прав-ва). Первонач. гор. бюджет пополнялся за счет средств, получ. от эксплуатации гор. недвижимости и имущества (земли, выгоны, проруби, перевозы, торг. ряды, лавки, дома, гостиные дворы и пр.), налагавшихся на горожан штрафов, ден. взносов вступавших в гор. об-во лиц, прибыли от полож. в банк гор. капитала. Указ. Н. и сборы составляли небольшие суммы, поэтому прав-во было вынуждено отдавать в пользу городов 1% питейного сбора. Самыми значит. поступлениями в гор. казну были т. н. добровольные складки (взносы) горожан и иногородних купцов (система гор. Н. и сборов на складки не распространялась). В 19 в. постепенно расширялась доходная база городов за счет новых Н. и сборов, вводившихся пра-вом. Города получили право взимать деньги за отводимые под новое стр-во гор. земли, проценты от дававшихся взаймы гор. денег и от ежегодных гильдейских выплат гор. купечества. В Чел. в 1800—20 от 40 до 60% дохода гор. бюджета пополнялось за счет добровольных складок, 10—14% — за счет отчислений от гильдейских выплат, ок. 15% — за счет прибыли от выдававшихся ссуд, 3—8% — от питейного сбора. После введения «Уложения о городском хозяйстве» (1843) гор. доходы стали подразделяться на обыкнов. и чрезвычайные. Последние представляли собой нерегулярные поступления (взыск. недоимки прошлых лет, штрафы и добровольные приношения). В категорию обыкнов. гор. Н. и сборов добавились косв. (на заключаемые договоры, за клеймение мер и весов, с векселей и лотерей) и вспомогат. (питейный откуп и деньги от казны), а также сборы с промышленников. В Чел. ок. 30% гор. бюджета приносили чрезвычайные поступления, 20—30% — гор. недвижимость, 12—17% — сборы с промышленников, примерно столько же — мелочные и случайные доходы, гос. субсидии. «Городовым положением» 1870 был передан в пользу городов 1%-й оценочный сбор с владельцев всей недвижимости в городах, что способствовало укреплению гор. финансов, созданию базы для развития гор. х-ва и благоустройства городов. Последние получали доходы от гор. имущества, с торг.-промысловых свидетельств, с клеймения мер и весов, с трактиров, питейных заведений, постоялых дворов, гостиниц, прод. лавок, аукционов и извозчиков. К чрезвычайным доходам, к-рые не входили в систему Н. и сборов, были отнесены доходы от гор. общест. банков, гос. пособия, деньги от продажи гор. имущества и проценты с гор. капиталов, размещ. в банках. В Чел. в 1872 Н. и сборы дали 67% доходов гор. бюджета, в 1892 — немн. более 50%, в 1917 — ок. 40%. Снижение доли Н. и сборов компенсировалось ростом чрезвычайных доходов.
Налоги в советским период. В советский период Н. являлись одним из средств планового распределения и перераспределения части нац. дохода в интересах коммунист. стр-ва. После установления диктатуры пролетариата Н. использовались гос-вом в экон. и полит. целях, напр., чрезвычайные контрибуционные Н., продналог (см. Новая экономическая политика). В переходный период система налогового обложения была направлена на ограничение и вытеснение «капиталистических элементов»; так, льготное обложение середняцких крест. х-в сочеталось с частичным и полн. освобождением от Н. бедняцких. Налоговая реформа 1930 в СССР унифицировала налоговые и неналоговые платежи в гос. бюджет, заменила их для социалист. предпр. 2 формами изъятия средств в бюджет — Н. с оборота и отчислениями от прибыли. С упрочением социалист. основ х-ва была перестроена и система Н.: отменены Н. на сверхприбыль и квартирный, перестроены подоходный и с.-х.; уд. вес Н. с населения резко снижен. В период Великой Отечественной войны 1941—45 доля Н. с населения в доходах гос. бюджета возросла. Наряду с перестройкой гос. и местных Н. были введены воен. Н. и Н. на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. В послевоен. годы происходило снижение Н. с населения; был отменен воен. Н. (1946) и значит. снижены с.-х. Н. и Н. на холостяков.
Региональные и местные налоги Челябинской области. В 1990-е гг., в период рыночных преобразований в рос. экономике, возникла необходимость в принципиально новой налоговой политике, выступающей на первый план в системе мер гос. воздействия на экон. процессы. Одним из направлений ее реализации стало введение на территории РФ новой системы налогообложения, отвечающей требованиям рыночной экономики. В кон. 1991 с принятием пакета законов по Н., в т. ч. закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в России фактически началась налоговая реформа. Ее первонач. этап (1992—98) показал, что, несмотря на имеющиеся недостатки, базовые ориентиры налоговой системы в целом соответствуют переходному периоду. Для дальнейшего проведения экон. преобразований в РФ потребовалось кардинальное изменение налогового законодательства. Второй этап налоговой реформы в России начался со вступления в силу (1999) 1-й части Налогового кодекса (НК) РФ. Большую значимость в налоговой политике приобрели регион.и местные Н. Регион.— те, к-рые вводятся на территории соответствующего субъекта РФ законом субъекта. НК РФ предусматривает, что, устанавливая регион. Н., представит. органы власти субъектов Федерации определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установл. НК РФ), порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ, т. е. на федеральном уровне. Местные Н. устанавливаются и вводятся в действие нормативно-правовыми актами представит. органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Устанавливая местный Н., представит. органы муниципальных образований вправе определить те же элементы налогообложения, что и перечисл. выше для регион. Н. Поступления от регион.и местных Н. могут распределяться между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами. Местные Н. зачисляются в соответствующие местные бюджеты. К регион., взимаемым на территории Челябинской обл., относятся след.: Н. на имущество орг-ций, Н. на игорный бизнес, трансп. Н.; к местным, взимаемым в муниципальных образованиях Чел. обл.,— земельный налог (ЗН) и Н. на имущество физ. лиц. Регион. и местные Н. Чел. обл. имеют большое значение в формировании обл. и местных бюджетов. Структура облагаемых ЗН площадей земельных участков практически неизменна: 2,9 млн га (83% общей налогооблагаемой площади) в Челябинской обл. занимают земли с.-х. назначения; 370,7 тыс. га (10,56%) — земли населенных пунктов; земли водного и лесного фондов занимают соответственно 16,1 и I, 2 тыс. га, что составляет 0,45 и 0,03% общей площади области. С 1 янв. 2005 вступила в силу новая глава НК о ЗН, в к-рой налогоплательщиками признаются собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи (не признаются организации и физ. лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды); установлен порядок определения налогоплательщиков и налоговой базы в случае общей долевой или совместной собственности лиц на земельный участок; объектом налогообложения признаются земельные участки, располож. в пределах терр. муниципального образования, на к-рую распространяется действие нормативно-правового акта, принятого представит. органом местного самоуправления; из объекта налогообложения исключаются отд. категории земель (земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ, и земельные участки, огранич. в обороте). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка. В качестве налогового периода признается календарный год. Отчетный период для налогоплательщиков (орг-ций и предпринимателей) — квартал; при введении налога представит. орган муниципального образования вправе не определять отчетный период. Принятие решений о конкретных размерах налоговых ставок, в т. ч. по отд. категориям земель и/или категориям налогоплательщиков, находится в компетенции представит. органов местного самоуправления. Предусмотрено уменьшение налоговой базы на 10 тыс. руб. в отношении земельных участков, принадлежащих отд. категориям физ. лиц (Герои Советского Союза и России, полн. кавалеры орд. Славы, инвалиды, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и др.). Т. к. ЗН является местным, перечень налоговых льгот ограничен (предоставляются орг-циям и учреждениям уголовно-исполнит. системы; орг-циям — в отношении земельных участков, занятых гос. автомоб. дорогами общего пользования, объектами мобилизационного назначения и/или мобилизационными мощностями, законсервир. и/или не используемыми в пр-ве; в отношении земельных участков, на к-рых расположены здания, строения и сооружения религ. и благотворит. назначения и др.). Права на установление дополнит. налоговых льгот отнесены к компетенции представит. органов местного самоуправления. Сумма налога и авансового платежа по налогу исчисляется отдельно в отношении каждого земельного участка, исходя из налоговой ставки и кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. Налогоплательщики (организации и индивид. предприниматели) исчисляют сумму Н., подлежащую уплате, самостоятельно на основании сведений гос. земельного кадастра; для физ. лиц сумма Н. определяется налоговыми органами. По окончании налогового периода не позднее 1 февр. в налоговый орган представляется декларация и производится окончат. расчет.
Упрощенная система налогообложения (УСН). Установлена с целью поддержки и развития малого предпринимательства (см. Малый, бизнес). Появление спец. налогового режима закреплено в федеральном законе от 29 дек. 1995 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», к-рый установил правовые основы его ведения и применения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, как юрид., так и физ. лиц. Такая налоговая политика во мн. определила ход и направления хоз.-финанс. процессов, учла положит. реакцию экон. ин-тов на налоговые воздействия, к-рые стимулируют определ. экон. тенденции, способствуют развитию различных отраслей х-ва или отд. товаропроизводителей. Соответствующие изменения и дополнения в НК внесены Федеральным законом от 24 июля 2002. С 1 янв. 2003 вступила в силу глава «Упрощенная система налогообложения». Действовавшая до этого система предусматривала для орг-ций уплату наряду с нек-рыми др. т. н. единого Н., исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности орг-ций за отчетный период, а для физ. лиц — уплату стоимости патента на осуществление данной деят-сти. Патент выдавался сроком на 1 календарный год. УСН ввела унифицир. подход к налогообложению юрид. и физ. лиц: для тех и др. вводилась уплата лишь единого Н., приобретение патента вообще отменялось. При этом упрощался процесс исчисления Н. По новым правилам единым Н. заменялся для орг-ций Н. на прибыль, для индивид. предпринимателей — Н. на доходы физ. лиц (в отношении доходов, получ. от предпринимат. деят-сти), для тех и др.— Н. на добавл. стоимость, Н. с продаж, на имущество (для предпринимателей только в отношении имущества, использ. для осуществления предпринимат. деят-сти) и единый социальный Н. Значительные изменения коснулись также ряда др. правил налогообложения. Изменения претерпел и порядок перехода на УСН, к-рый стал возможным не с начала квартала, а только с начала года либо с момента создания новой организации или регистрации индивид. предпринимателя. Механизм действующей системы постоянно совершенствуется. Уменьшение налогового бремени позволяет за счет увеличения кол-ва налогоплательщиков направлять больше средств на развитие экономики. В 2002 в Челябинской обл. 3,2 тыс. налогоплательщиков использовали УСН. В результате ее применения в бюджет области поступило дополнительно 114,8 млн руб. В 2003 кол-во налогоплательщиков, перешедших на УСН, превысило 10 тыс. чел. (См. также: Управление Федеральной налоговой службы; Управление Федеральной службы налоговой полиции.)