Ясачные люди


Ясачные люди, плательщики ясака; аборигенное население Поволжья, Сибири и Урала (башкиры, коми, манси, мордва, татары, ханты и др.), платившее подать в пользу сиб. хана (см. Сибирское ханство), а после вхождения в состав Рус. гос-ва — в пользу царя. Ясак представлял собой подать в виде поставок преим. «мягкой рухляди» — шкурок ценных пушных зверей (белка, куница, лисица, соболь), реже — скота или ден. выплат. Первонач. уплата ясака воспринималась как проявление подданнич. отношений; с 18 в. ясак рассматривался как облегч. подать с населения, не имевшего развитых земледелия и промыслов (кроме охотничьего). В случае невыплаты сборщики ясака иногда брали из числа местной знати заложников (аманатов), к-рых намеренно содержали в плохих условиях. Единицей обложения являлся «лук» (лучник, или охотник, выставл. от одного или неск. дворов), а с введением подушной подати — «душа». Подать исправляли здоровые мужчины в возрасте 16—60 лет. Я. л. облагались также в пользу гос-ва различными натур. повинностями (дорожной, ямской и др.), к-рые в общей сложности часто были обременительнее ясака. (См. также Налоги.) До сер. 18 в. сбор ясака находился в руках местной рус. администрации, что вело к злоупотреблениям и вызывало недовольство Я. л. Для упорядочения ясачного сбора и ввиду роста недоимок в 1763—64 были образованы ясачные комиссии (гл. — в Тобольске, местные — в провинциальных канцеляриях). Было официально разрешено вносить ясак деньгами. За своевременность взносов стали отвечать органы местного самоуправления. На терр. Южного Урала и Зауралья до вхождения в состав Рус. гос-ва ясак в пользу хана составлял обычно лисицу или полкуницы с лука. Одним из условий вхождения Башкирии в состав Рус. гос-ва было сохранение прежнего размера ясака, к-рый платили как башкиры-вотчинники, так и их припущенники. В нач. 18 в. ясак вносился уже преим. в ден. форме. В середине 18 в. для припущенников он составлял 25 коп. со двора, что было значит. меньше подати с гос. крестьянина (см. Подати и повинности государственных крестьян). Башкиры платили ясак с пахотной земли или с охотничьих промыслов и бортевых угодий пропорционально их величине, что расценивалось как подтверждение прав на землю; отказ от уплаты ясака — как ответная мера на нарушения прав-вом условий договора о вхождении Башкирии в состав России. Указом от 16 марта 1754 башкиры были освобождены от ясака и обложены обязанностью покупать соль из казны (по 35 коп. за пуд). Этот акт был воспринят башкирами как лишение их вотчинных прав. что послужило одной из причин башкирского восстания 1755—56 (см. Башкирские восстания). Я. л. из числа башк. припущенников, не включ. в категорию служилых людей и не попавшие в разряд приписных крестьян (см. Крестьянство), продолжали платить ясак до нач. 1820-х гг. По данным 5-й ревизии (1795), в Оренбургской губернии насчитывалось ок. 90 тыс. ясачных крестьян обоих полов, в т. ч. 16,5 тыс. русских, 22 тыс. татар, 63 тыс. мордвы, 10,5 тыс. черемисов (марийцев), 4,3 тыс. мещеряков (мишарей), 7,4 тыс. крестьян «казенного ведомства» (этнич. принадлежность не указана). В Верхнеуральском уезде числилось 192 души ясачных татар обоих полов; в Троицком уезде — 360 душ татар, 311 душ мордвы и 7414 душ ясачных крестьян казенного ведомства (в Челябинском уезде ясачных крестьян ревизией не зарегистрировано). По мере развития земледельч. х-ва и унификации податей и повинностей Я. л. переводились на положение обычных государственных крестьян (обычно это происходило во время ревизий). Вместо ясака они вносили подушную подать и гос. оброк, значит. превышавшие по размеру прежний ясак. Я. л. как категория населения существовали в Поволжье до 1720-х гг. (когда ясак был заменен подушной податью); на Урале и в Сибири перевод Я. л. в разряд государственных крестьян завершился после принятия в 1822 «Устава об управлении инородцев», окончательно приравнявшего нерус. податное население к рус. крестьянам. У отд. категорий «инородцев» Вост. Сибири, причисл. к «кочевым» или «бродячим» народам (тунгусы, чукчи, якуты и др.), ясак как форма податной зависимости сохранялся до февр. 1917.