Тангаур


Тангаур (тәнгәүер, түнгәүер, дүнгәүер), башкирское племя, образующее вместе с бураян, кыпчак, тамьян, юрматы юго-вост. родоплем. группу башкир. Т. на роды не делится; имеет ок. 70 родовых подразделений. Свящ. птица — һайыҫҡан (сорока), дерево — ерек (ольха), оран (боевой клич) — ҡуӊғырат (кунграт). Этноним Т. связывают с монг. родом тангаур, генеологически восходящим к сыну Кунграт-бея Дингауру. Кунграты — одно из рано тюркизир. в составе тюркских каганатов (см. Тюркский каганат) монг. племен, принявших активное участие в этногенезе узбеков и др. народов Ср. Азии. В Средней Азии и Приаралье в огузопеченежской среде завершилась тюркизация Т. и сложилась группа др.-башк. племен (байлар, бишул, бурзян, худей, сураш, тамьян, Т., ун, усерган, ягалбай). Дальнейшая история этих племен протекала в тесном контакте и при этнич. смешении с тюрк., алано-сарматскими (см. Сарматы) и угорскими (см. Угры) племенами Приаралья и присырдарьинских степей. В многочисл. легендах Т. говорится о тесной связи бурзян, тамьян, усерган и Т. По легенде, хан города Макина скрывал красавицу дочь в темнице, но она забеременела от солнечных лучей; рассерж. хан посадил дочь в серебряную лодку, к-рая затерялась в просторах Аральского моря. Предки бурзян и Т. увидели лодку и заранее поделили добычу: одному батыру (бурзян) досталась лодка, др.— дочь хана; этот батыр и красавица положили начало племени Т. По др. легенде, большое войско башкир племени Т., как и предков бурзян и усерган, привел с Сырдарьи к Урал. горам волк (тотем-покровитель этих племен). У юго-вост. башкир сохранились многочисл. поверья, связ. с культом волка (по свидетельству старейших представителей Т., до недавнего времени было принято носить амулеты из волчьих клыков; под порог строящегося дома закладывали волчий череп или шкуру). В нач. 20 в. в горных районах Южного Урала и в Зауралье башкиры носили ҡолаҡсын (малахай) — известный у кочевников с древнейших времен зимний меховой головной убор «самой странной формы с крыльями и хвостом, который прикрывает затылок» (В. М. Черемшанский). Племена Т., бурзян и усерган в отличие от др. юго-вост. башкир носили (вплоть до 20 в.) летний вариант малахая — көләпәрә (колпак из домотканого белого сукна без подкладки, обшитый полосками красного сукна). Т. мигрировали в Приуралье в составе др.-башк. племен в 9—10 вв. Родовые предания Т. сохранили свидетельства проживания предков на Ю.-З. совр. Башкортостана («на берегах Кармасана и Чермасана», лев. притока р. Белой). Т. всегда выступали в союзе с племенем усерган, с к-рыми имели мн. общего в происхождении. В результате монг. нашествия Т. вместе с усерган и бурзян были вытеснены из юго-зап. Приуралья в предгорья Южного Урала. Двигаясь далее в горы по рр. Нугуш и Белая, в кон. 14 — нач. 15 вв. расселились в горно-лесной зоне. С переселением на Южный Урал Т. искали летние пастбища для скота и места тебеневок в малоснежных зауральских степях. Позднее переселились в верховья Сакмары и в Зауралье, возвращаясь в горы на весеннюю (язляу) и летнюю (джяйляу) кочевки. К 18 в. бывшие кочевники освоили охоту и бортничество. Движение Т. в Зауралье и стр-во там постоянных аулов продолжалось вплоть до 18 в. Оставшиеся в горно-лесной зоне Т. начали вести комплексное скотоводч.-охотничье и лесное х-во, в к-ром с 18 в. увеличивалась доля лесных промыслов. В источниках Т. 17— 18 вв. делятся на сев. (лесных) — урман-Т. и юж. (степных) — ялан-Т. В кон. 17 — нач. 18 вв. продолжалось продвижение горно-лесных Т. на Ю. и З. в долины рр. Ток, Б. и М. Уран, Б. Иргиз и его притоков — Каралык и Кемелик. Пребывание Т. в лесостепной зоне повлекло их кыпчакизацию и одноврем ассимиляцию в составе Т. инородч. групп (казахов, татар, калмыков и др.), к-рые образовали среди Т. родовые подразделения. Т. через кыпчацкую среду одними из первых среди башкир приняли ислам (поэтому маловероятны брачные связи между башкирами-Т. и калмыкамиламаистами). В «Наказе башкир Исетской провинции в Уложенную комиссию» (1766) старшина Мякотинской вол. Базаргул Юнаев писал: «...между нашего тарханского башкирского народа именуются сартами и калмыками некоторая часть, но не единого с нами магометанского закона, которое их название произошло в древние времена... а калмыки также в древние времена получены были нашими башкирцами при войнах в малолетстве, которые из давних лет именуются с нами единого звания башкирцами... просим, чтоб оным сартам и калмыкам единственное уже звание иметь и именоваться башкирцами, а звание сарт и калмык оставить». Т., находясь в тесных отношениях с усерган, входили в союз 7 башк. племен, но самостоят. роли не играли. В посольстве старшин 4 башк. племен в Казань (1554) и при получении жалов. грамот на владение вотчинными землями (1557), интересы Т., вероятно, представлял старшина племени усерган кн. Бикбау. В «Шежере башкир племени бурзян, кыпсак, усерган и тамьян» подробно перечислены «сначала [земли] по течению реки Яик, нижняя граница от Сарымсака, верхняя граница до Бузовыла, по рекам Кизил. Сакмара и Зилаир от истоков до устья и с горами, и по рекам Ачили, Учкалик, и двум Сурэмам от истоков до устья и с горами... — [все эти] земли стали владениями башкир племен Тунгэк и Усерган» (башк. племени тунгэк не было; по мнению Р. Г. Кузеева, так названы Т.— по одной из тамг). В 1661 жалов. грамота была подтверждена. По реестру Уфим. провинциальной канцелярии, составл. ок. 1730, Тангаурская вол. Ногайской дороги указана «по Белой и по Сакмаре; горы, леса, поля небольшия; тележного пути за горами и лесами нет». В ведомости кунгурского бургомистра Юхнева выделена Тингаурская вол. Ногайской дороги (без указания кол-ва дворов, т. к. Т. «не пустили» в свою волость представителя властей). П. И. Рычков упомянул в Тингаурской вол. Ялан-Тингаурскую и Урман-Тингаурскую тюбы с 80 дворами. В 1775 в волости числилось 105 дворов. По данным 8-й ревизии (1834), в 8 деревнях Тангаургской вол. Верхнеуральского уезда [Аскарова (Аскар тунгэүере, Абзелилова, Абдулзалилова; впервые упоминается в 1755; названа по имени старшины волости Аскара Кыдырметова; ныне центр Абзелиловского района Республики Башкортостан), Аскарова 2-я (1765), Исмакаева (Ысмаҡ тунгэүере, Смакова, Исмакова; 1765; по имени старшины Исмака Иджимасова, упомянутого под 1757), Ишкулова (Ишҡул тунгэуере; 1789; упоминается сотник Ишкул Абдулменев, известный тем, что в качестве поверенного участвовал в 1789 в отдаче в аренду Демидову земель по рр. Белая и Авзян), Магадеева (Дүӊгәүәр; 1795), Кырдасова (Ҡырҙас түӊгәүере, Кирдасова, Сяу-Кая; 1816; названа по горному хребту), Ахметова (Эхмэт тунгэүере, Сакмар-Баш; 1763; названа по истоку Сакмары), Якшимбетова (1795)] числилось 2218 чел.; в 11 деревнях Тангаурской вол. Оренб. уезда [Юмагузина (Карим, 1795), Максютова (1795), Юлдыбаева (1795), Кашкарова (1816), Ишкузина (1795), Гумерова (1795), Ишинбетова (1795), Куватова (Кинзяева, 1754), Алгазина (1755), Абдулкаримова (1795), Смакова] — 4701 чел. По др. источникам, до 1834 (в 1765—1816) в Тангаурской вол. Оренб. уезда насчитывалось еще 12 деревень: Абдулмамбетова (1795), Абдулнасырова (Елбаш, 1795), Абейдуллина (1779), Амазина (1795), Балапанова (1776), Мухаметгалиева (1795), Салимова (1816), Султангузина (1795), Султантемирова (Аҡһак-Тимер, 1795), Тангаур (1795), Утар (Хутор, 1795), Якупова (1795); в Верхнеурал. уезде — 3: Исламбаева (Исламбай тунгэуере, 1795), Назарова (1765), Тапянова (1765). Разночтения в списках связаны с тем, что после каждого из башкирских восстаний карателями сжигались сотни деревень (после восстания 1735—40 уцелели лишь единичные деревни «верных» старшин), а новые деревни именовались уже по новому старшине или первопоселенцу. Одну и ту же деревню, где жили башкиры-припущенники др. волостей, переписчики могли отнести к разным волостям. Юго-зап. башкиры, в т. ч. и Т., были активными участниками башк. восстаний. Во время Крестьянской войны 1773—75 Т. выступили под началом своих старшин Абдулзалила Якшимбетова и Кувата Асанова. В период кантон. управления Башкирией (см. Кантоны) тангаурские деревни Верхнеурал. уезда входили в состав 15 юрта 6-го Башк. кантона; Оренб. уезда — в состав 7, 8, 9-го юртов 9-го Башк. кантона. По данным учета (1836—39) кавалеров боевых наград Отечественной войны 1812, были живы башкиры Тангаурской вол. Верхнеурал. уезда, получившие по 2 серебряные мед. «В память войны 1812 года» и «За взятие Парижа 19 марта 1814 года»: Сагадатдин Мухаметрахимов, Хубайсултан Якшимбетов (дер. Аскарова); Асылгужа Московов, Гадельша Казакбаев, Иманбай Батыршин (Смакова); Ишьяр Янчукуров, Тлявчура Кильдиев (Ишкулова); Байгул Кадырбеков (Ахметова), Кинзибулат Якшимбетов (Якшимбетова). Были также учтены: участник воен. кампаний России против Франции 1805—09 на территории Польши и Пруссии Бадыргул Зиянчурин (дер. Ахметова); башкиры, несшие кардонную службу в Бессарабии в 1828—29: Абдулкасим Шилимбетов, Алигул Суяргулов (Якшимбетова), Мухаметкарим Мулдашев и Ишембай Хусаинов (Ахметова). Башкиры Тангаурской вол., жившие в центр.— горной — части Южного Урала, в осн. занимались скотоводством (скот не выгонялся на тебеневки из-за глубоких снегов). Т. жили на вотчинной земле, летом выезжали на кочевки, где обитали в конусовидных шалашах — ҡыуыш (куш, кош) и берестяных аласыҡ (отсюда рус. «лачуга»). Зимним жилищем служили бревенчатые избы с приподнятым над землей полом, крышей, крытой дранкой, с камином (сувалом) для отопления. Типичные летние жилища — сруб-бурама. В середине 19 в. земледелие только проникало в этот регион. В тангаурских деревнях озимый хлеб не сеяли, мельниц не было. В пище были распространены кумыс и курут; кожаная посуда рано заменялась деревянной. В 4 деревнях (Аскарова, Ахметова, Ишкулова, Смакова) действовали мечети. В 1865 центр волости из дер. Ахметова был переведен в Аскарова (Абзелилова), где было организовано волостное правление, еженедельно действовал базар. В 1919—30 дер. Аскарова оставалась центром объедин. Тамьян-Тангаурской вол. Ныне башк. деревни быв. Тангаурской вол. Верхнеурал. уезда относятся к Абзелиловскому и Белорецкому (дер. Исмакаева) р-нам, быв. Тангаурской вол. Оренб. уезда — к Зилаирскому и Хайбуллинскому р-нам Республики Башкортстан.