Украинцы


Украинцы, народ, осн. население Украины (св. 37 млн чел.). Общая числ. в мире (1995) 46 млн чел.; в РФ — св. 4,3 млн. У. живут также в республиках Казахстан (ок. 0,8 млн), Молдова (ок. 0,6 млн), Беларусь (св. 0,2 млн); в Киргизии, Латвии, Узбекистане; в Канаде и США (примерно по 0,5 млн), Польше (0,3 млн), Аргентине, Австралии и др. странах. В Челябинской обл. числ. У. с сер. 20 в. имела тенденцию к снижению; в 1959 — 134,3 тыс. чел. (4,5% всего населения), в 1979 — 111,9 (3,3), в 1989 — 109,6 (3,0), в 2002 — 77,0 (2,1); находится на 4-м месте (после русских, татар, башкир). Верующие У. в большинстве православные; часть зап. У. в 16—17 вв. приняла униатство (под влиянием польских феодалов). У. говорят на укр. яз. (относится к вост. группе слав. яз.; совр. диалекты объединяются в 3 осн. наречия: сев., юго-зап. и юго-вост., составившего основу лит. укр. яз.). Вместе с русскими и белорусами относятся к вост. славянам: их общей этнич. основой была древнерус. народность, сложившаяся к 10 в. из близкородств. вост.-слав. племен и создавшая свое гос-во — Киевскую Русь. В дальнейшем в результате социально-экон. и культ. развития в условиях полит. разобщенности древнерус. земель в период феод, раздробленности (12—14 вв.) на основе древнерус. народности постепенно сложились 3 народности — рус., укр. и белорус. С 14— 15 вв. У. выступают как самостоят. этнич. общность. Центром ее формирования было Поднепровье, к этому этнич. ядру тяготело население др. укр. земель. Несмотря на захват в 14 в. большинства укр. земель польско-литовскими феодалами, в 16—17 вв. в борьбе против литовской, польской, венгерской феод.-католич. экспансии, набегов тур.-тат. захватчиков происходила консолидация и упрочение укр. народности. Важную роль в дальнейшем экон., полит. и культ. развитии У. сыграли зарождение бурж. отношений и воссоединение Левобережной Украины с Россией (1654). В 1790-х гг. в состав России вошла Правобережная Украина. Верхушка укр. казачества составляла категорию реестровых казаков, состоявших на жаловании гос-ва; в сер. 17 в. на Левобережной Украине появилось слободское каз-во; в 1671 донское каз-во присягнуло на верность рус. царю. Казаки-У. несли кордонную службу, участвовали в войнах и воен. кампаниях рос. войск. В России терр. заселения У. имела общее назв.— Малороссия (отсюда этноним «малороссы»). В России У. также называли: «южноруссы», «черкасы» (по крепости на о. Черкасна-Дону), «козаки» (казаки), «хохлы» (по старинному обычаю выбривать голову, оставляя длинный чуб — оселедец, хохол), «руськи», «русины» (назв. зап. У., распростран. во время их пребывания под гнетом Австро-Венгрии). На рубеже 17—18 вв. самоназв. «украинцы» [по месту проживания — на окраине («украине») слав. терр.] в осн. вытеснило др. этнонимы. На территории компактного проживания У. 25 дек. 1917 была образована Укр. ССР. Ныне Украина — суверенное гос-во.

Традиционная культура украинцев. При наличии ряда локальных особенностей нар. бытовой культуре всех групп У. свойственны общие черты. Традиционным крест. жилищем У. до Окт. 1917 была хата (как правило, побел. внутри и снаружи), преим. с 2-, реже с 3-камерной планировкой, глинобитным полом, 4- или 2-скатной (Полесье) солом. крышей. Противоположная от входа стена, а также печь (справа или слева от входа) часто разрисовывались цветами. По диагонали от печи находился парадный угол, украш. рушниками; стояли стол или скрыня (сундук). Вдоль стен располагались лавы для сидения, между печью и поперечной стеной настилался пил (спальное место). Над ним висела жертка (вешалка). На стене или в углу при входе устраивался миснык для посуды. Кроме жилища, обычно располож. фасадом к улице, крест. двор включал 1 или неск. (в зависимости от зажиточности) хоз. построек. Укр. поселения всегда отличались обилием зелени. Нар. одежда разнообразна и красочна. Жен. костюм состоял из вышитой рубахи (сорочки) и поясной одежды — дерги, запаски, плахты (подобие юбки из 2 узких длинных кусков шерстяной ткани, сшитых по длине до половины), с 19 в.— юбки (спидницы), к к-рой в прохладную погоду добавляли безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами, венком из бум. цветов, пестрыми лентами. Женщины носили различные чепцы, покрывая их длинной намиткой или платком. Муж. костюм состоял из сорочки и штанов (преим. типа шаровар), безрукавки (у гуцулов и др. горцев — меховой). Головным убором служили солом. шляпы — брыли, войлочные или барашковые шапки. В холодное время мужчины и женщины носили свиту из домотканого сукна, преим. долгополую, зимой — овчинные кожухи. У. каз. сословия носили форм. одежду своего войска. В настоящее время среди У. повсеместно распространен гор. общеевроп. костюм, иногда с сохранением (особенно в сел. местности) элементов нац. одежды. Основные виды нар. декоративно-прикладного иск-ва: художеств. роспись, вышивка, керамика, резьба по дереву, ковроткачество и пр. В устно-поэт. творчестве преобладают традиции, характерные для вост. славян (наличие календарно-обрядовых, семейно-бытовых циклов и др.). Специфич. эпико-лирич. жанр укр. словесно-муз. фольклора — дума (широко известны ист. думы, складывавшиеся в условиях каз. воен. демократии 15—17 вв.; существовали думы и бытового содержания). Для муз. культуры У. характерно интонационно-ладовое многообразие (от бесполутонового звукоряда до мажора и минора); нар. инструменты: бандура, барабан, басоля (струнно-смычковый), бубен, варган (язычково-щипковый), кобза, лира (струнно-клавишный), скрипка, сопилка, торбан (струнно-щипковый), трембита (духовой), тулумбас (ударный), цимбалы (струнно-ударный).

Украинское население Челябинской области. На территории Челябинской обл. большинство У. (35,7 тыс.) проживает в г. Чел.; значит. группы — в Агап., Верхпеурал., Окт., Троицком, Чесм. р-нах. Первые У. (малорос. казаки) появились на Южном Урале в период освоения края (см. Колонизация Южного Урала). Т. к. желающих переселиться на Урал оказалось большое кол-во и мн. малорос. селения пустели, было предписано «брать, где будет семей до 10 или 20, не больше, как десятую семью... до четвертой доли одной сотни, а из мужиков до четвертой доли одного села». В 1742 из Малороссии прибыло 209 семей (849 служилых казаков). Позднее на докладе Сената, касавшемся продолжавшегося оттока малорос. населения в Оренб. край, появилась высочайшая резолюция: «Малороссиян не набирать». Однако и после этого гарнизоны Оренбургской военно-пограничной линии продолжали пополняться У.— беглыми. У. составляли большинство в гарнизонах Янгельского и Сыртинского редутов (ныне поселки Агап. и Кизил. р-нов); мн. их было и в др. редутах и крепостях в верх. течении Яика и по р. Уй. При заселении Новолинейного района (см. Новая пограничная линия) У. составили большинство в нек-рых новых каз. поселках, напр., в пос. Лейпциг (ныне село Варненского района). В 1882 У. составляли 10% населения войсковой терр. Оренбургского казачьего войска. В дальнейшем укр. население края пополнялось ссыльными — участниками восстаний в Зап. крае и Малороссии. С кон. 19 в. отмечалось неск. волн переселения У., что было связано с правительств. политикой по заселению пустующих залежных и целинных земель от Урала до Д. Востока, стр-вом Транссибирской железнодорожной магистрали. В сел. местности малороссы селились отд. деревнями. В растущих старых городах, в новых поселках при магистрали пополняли числ. ремесленников и железнодорожников (напр., в Чел.). На рубеже 19—20 вв. мн. У., преим. из Полтавской, Киевской, Херсонской губ., закрепились на Южном Урале (особенно в Троицком и Верхнеуральском уездах, где оставалось мн. целинных земель на войсковой терр.) в ходе переселенческого движения; значит. число — при эвакуации из Волыни и Галиции во время Первой мировой войны. (См. также Беженцы.) В Гражданскую войну в Чел. из добровольцев — переселенцев-У. был сформирован 1-й Укр. пеший им. Т. Г. Шевченко курень (см. Полк им. Т. Г. Шевченко). В советское время 1-я волна переселения наблюдалась на рубеже 1920—30-х гг.— на опустевшие земли оренб. каз-ва (см. Расказачивание). В период коллективизации, раскулачивания и массового переселения раскулаченных (см. Спецпереселенцы) укр. переселенцы (из Городнянского уезда Черниговской губ.) основали в 1926 пос. Новоукр. (первонач. назв.— переселенч. участок № 15); в 1929 — пос. Подольский (ныне Верхнеурал. р-на; переселенцы с терр. совр. Черниговской, Винницкой и Херсонской обл.); в Нагайбакском районе), организовавшись в колхозы,— насел. пункты: Курганное, Лагерь, Лебединое, им. Крупской, Переселенч., Придорожное и др. В период индустриализации, в годы массовых полит. репрессий У. пополняли население области — гор. (Еманжелинск, Копейск, Коркино) и сельское. В период Великой Отечественной войны в Челябинской обл. осела часть беженцев и эвакуированного населения из Харькова, Киева, Сум, Мариуполя и др.; в 1950-е гг.— часть бывших целинников, работавших в совхозах, орг. при освоении целины. С 1990-х гг., после распада СССР, наблюдается приток укр. населения из Казахстана и Ср. Азии. Сокращение общей числ. укр. населения Челябинской обл. частично связано с процессами естеств. ассимиляции в родств. рус. среде. На территории области широко распространены укр. фам.; более 10 топонимов имеют укр. происхождение: Харьковский, Черниговский (Агап. р-н); Подольский (Верхнеуральский район), Черкасы (Кизильский район), Новочерниговский (Нагайбакский район), Киевка (Октябрьский район). Популярностью пользуются укр. нар. песни. В целях сохранения и развития нар. традиций создаются нац.-культ. об-ва (в Магнитогорске, Троицке, Агап. р-не). В Чел. с 1990-х гг. действует укр. культ. об-во «Троянда», в Еманжелинске — анс. укр. песни «Квитка».