«Положение о башкирах», нормативный акт от 14 мая 1863, явившийся наряду с Указом от 2 июля 1865 законодат. основой, определившей правовое положение «инородцев» на территории Оренбургской и Уфимской (с 1865) губерний после Крестьянской реформы 1861. Подготовка документа была связана с изменениями во внешне- и внутриполит. жизни страны: границы Российской Империи расширились до Тихого океана, башк. земли стали внутр. терр., отпала необходимость в воен. службе башкир не только на Оренбургской военно-пограничной линии, но и на Сиб.; назрела необходимость в реорганизации адм. управления. До выделения Уфим. губ. на территории Оренб. края параллельно действовали адм. органы различных гражд., воен., духовных ведомств. Так, рус. население подчинялось общерос., казахи — обл. органам управления; в Оренбургском казачьем войске были свои структуры, надел. адм., суд., воен. и др. полномочиями; у башкир существовало кантон. управление (см. Кантоны) и духовное — Оренбургское магометанское духовное собрание. Проект «П. о б.» был разработан оренб. и самарским ген.-губ. А. П. Безаком и утвержден имп.Александром II. В преамбуле «Положения о б.» декларировалось, что «инородцы, известные под названием башкир, мещеряков, тептярей и бобылей, имеющие общее наименование Башкирского войска, получают гражданское устройство, как свободные сельские обыватели», т. е. переводятся в податное состояние, в подчинение гражд. властям (мировым посредникам, уездным и губерн. по крест. делам присутствиям). Т. о., на башкирских землях была отменена кантон, система управления, за основу адм. деления взято уездное; упразднено Башкиро-мещерякское войско. Осн. часть документа включала 2 раздела; «П. о б.», распространявшееся на мишарей, тептярей, бобылей и часть башкир (не относившихся к кантон. служащим); «Правила особого управления башкирами». Для приведения в действие «П. о б.» было образовано управление, состоявшее из 2 отделов — кантон. управления и общего управления башкирами; последнее, заменившее воен. аппарат Башкиро-мещерякского войска, имело полувоен., врем. характер. Адм.-территориальная реорганизация сопровождалась созданием сел. об-в и сходов, волостных судов и правлений. Общеуголовные дела выводились из юрисдикции воен. судов; все гражд. и нек-рые уголовные дела могли разрешаться в общегражд. судах или по шариату (см. Ислам). Башкиры получали право торговать, содержать фабрики, торг., пром. и ремесл. заведения, записываться в цехи, приобретать движимое и недвижимое имущество, поступать на гос. службу и т. д.; сохраняли вотчинное право на землю, но были обязаны предоставлять наделы припуценникам. Взамен воен. службы, подводной и почтовой гоньбы, натур. повинностей по содержанию дорог и др. «инородцы» облагались ден. платежами. Углубилось сословное расслоение башкир: за утвержденными в дворянском звании закреплялись «права и преимущества, дарованные вообще русскому дворянству»; башкиры, «приобретшие службою действительные офицерские и зауряд-чины», утверждались «в потомственном и личном дворянстве». Перевод башкир в податное состояние уравнивал их с др. народами, способствовал пресечению их стремления к самостоятельности; прав-ву обеспечивал доступ к войсковому капиталу. Сохранение башк. вотчинного землевладения (см. Землевладение и землепользование) в период формирования бурж. отношений препятствовало заселению края пришлым населением; входило в противоречие с интересами развития горнозаводской промышленности, золотодобычи и разработки недр. Введение «П. о б.» и административно-территориальная реформа 1865 (разделение Оренб. губ.) ликвидировали систему общего управления башкирами; способствовали централизации управления. «П. о б.» с нек-рыми изменениями действовало до 1917.