Этнографические исследования


Этнографические исследования. Исслед. быта и традиционной культуры народов Урала на терр. совр. Чел. обл. началось в 18 в. в связи с деят-стью Оренб. комиссии (см. Оренбургская экспедиция) под рук-вом И. К. Кирилова, В. Н. Татищева и организацией академических экспедиций. Осн. внимание исслед. привлекали тюрк. народы; упоминания о рус. обрядах и обычаях, как правило, служили мат-лом для сравнит. описания. П.-С. Палласом, к-рый в 1770 пересек Урал. хр. и посетил Исетскую провинцию, упомянуты Симский и Катавский заводы, группа деревень на р. Юрюзани; представлена информ. о башкирах, их х-ве, полукочевом образе жизни. Сведения этногр. характера имеются в трудах И. И. Георги, И. И. Лепёхина и П. И. Рычкова, уделившего внимание традиционной одежде татар (в частности, он писал, что татарки на голове «имеют из старых серебряных копеек низанные колпаки»). В работе Н. Попова «Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному ее состоянию» (С.-Петербург, 1813) содержатся сведения о северной части совр. Чел. обл., большое внимание уделено описанию башк. х-ва. В. М. Черемшанский, осуществлявший исслед. по программе Мин-ва гос. имуществ, оставил описание нек-рых народов Оренбургской губернии, широко использовав этногр. информ., предоставл. воспитанниками Оренб. духовной семинарии; он также совершал кратковрем. выезды на места. Формирование науч. подхода к изучению быта народов связано с появлением этногр. отдела в Императорском Рус. геогр. об-ве (см. Оренбургский отдел Императорского Русского географического общества), где с целью создания первой этнич. карты России была разработана программа сбора этногр. мат-ла. Этнограф П. И. Небольсин, по заданию ИРГО совершивший поездку в Оренб. и Астраханский края, собрал мат-лы о степных и горных башкирах; в опубл. работах (в частности, в «Заметках о башкуртах», опубл. в «Отечественных записках» за 1850, т. 73) затронул экон. положение башкир по кантонам, подробно охарактеризовал их образ жизни, материальную культуру. Во 2-й пол. 19 в. Оренб. отделом ИРГО, Оренбургской учёной архивной комиссией, газ. «Оренбургские епархиальные ведомости», изд-вом «Вестника Оренбургского учебного округа» была организована работа с корр. на местах (чиновниками, учителями, священниками, каз. офицерами и др.) — «любителями живой старины» — по сбору разнообразной информ., включая этногр. В результате появился ряд работ по этнографии русских: «Домашний быт жителей д. Корчагино Карасинской волости Челябинского уезда» И. Афанасьева («Вестник Оренбургского учебного округа», 1914, № 4); «Из быта села Птичьего Челябинского уезда Оренбургской губернии» А. С. Невзорова (Юрьев, 1902); «Краткий очерк обычаев Челябинского уезда» И. В. Уржумцева («Оренбургские губернские ведомости», 1848, № 7); «Миасский завод и золотые промыслы в его округе» В. Аманацкого («Описание рукописей ученого архива Русского географического общества», вып. 2, Петроград, 1915); «Миасский завод» («Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губернии», Уфа, 1868), «Обряды при свадьбах у бывших казенных горнозаводских крестьян Троицкого уезда» («Оренбургские губернские ведомости», 1881, № 40—43) Р. Г. Игнатьева; «Народные поверья, суеверья, знахарство, россказни и проч. в Троицком и Челябинском уезде» М. Н. Ястребова («Оренбургские губернские ведомости», 1851, № 9); «Очерк свадебных обрядов у Оренбургских новолинейных казаков» В. Н. Плотникова; «Свадебные обряды (по Кочердыкской волости) Челябинского уезда» А. Ф. Божко («Справочная книжка Оренбургской губернии на 1870 год», Оренбург, 1871); «Этнографические очерки Челябинского уезда» П. Шмотина («Оренбургские губернские ведомости», № 47), а также ок. 20 статей, написанных священнослужителями и содержащих историко-статистич. описание приходов Оренбургской епархии: сс. Травянское (П. Виноградов), Сухобродское (Шмотин), Долгое и сл. Куртамыш (Н. М. Чернавский) и др. В работе священника Миасского завода Аманацкого достаточно полно охарактеризована материальная культура рус. горнозаводского населения. В центре внимания большинства авторов находятся фольклор, обряды и обычаи. В. Н. Шишонко в кн. «Отрывки из народного творчества Пермской губернии» (Пермь, 1882) опубликовал мат-лы по свадебной обрядности рус. населения Кыштымских и Уфалейских заводов. Ценные наблюдения по материальным компонентам свадебной обрядности содержатся в работе Плотникова «Очерк свадебных обрядов у Оренбургских новолинейных казаков» («Записки Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества», Казань, 1871, вып. 2). На рубеже 19—20 вв. появились посв. казачеству публикации Д. К. Зеленина, А. И. Кривощёкова и Ф. М. Старикова (в т. ч. содержащие описание быта казаков — русских, татар, калмыков); в 1905—10 — исслед. фольк., в т. ч. песенных, традиций ОКВ, осуществл. А. И. Мякутиным. И. Меньшов в работе «Этнографический очерк быта и обычаев чуваш Уфимской губернии, Златоустовского уезда» («Записки Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества», вып. 3, Оренбург, 1875) описал быт и религ. верования чувашей. В ст. В. Н. Витевского «Нагайбаки Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии» («Волжско-Камское слово», 1882, № 12, 74, 138) представлены, в частности, сказки, загадки и песни нагайбаков, собранные в 1870-е гг. учителем Центр. Фершампенуазской школы И. Тимофеевым. Игнатьев в 1870—90-е гг. опубликовал мат-лы о песенном творчестве тюрк. народов Южного Урала, сопровожд. этногр. описаниями. С кон. 1880-х гг. до нач. 20 в. почти ежегодно публиковались работы, связ. с тюрк. (преим. башк.) этнографией и написанные по итогам орг. с науч. целями поездок (М. Баишев, Л. Бергхольц, И. А. Износкова, А. Калачев, Д. П. Никольский, П. С. Назаров, С. Г. Рыбаков). Так, Рыбаков, ознакомившись по поручению ИРГО с фольклором башкир и соседних с ними народов Южного Урала (1893— 94), опубликовал путевой дневник с документ. сведениями («Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» в «Записках Российской академии наук», серия 8, 1897, т. 2, вып. 2). Калачев, летом 1898 ок. 2 мес путешествуя по башк. деревням Уфимской губернии с целью изучения процесса перехода башкир к оседлости и степ. распространения земледелия, побывал и в аулах Златоустовского уезда; обследовав 1881 х-во, отметил прекращение кочевания практически по всей губернии («Очерк современного положения башкир» в сб. «Живая старина», С.-Петербург, 1899, вып. 3). Отд. книгой вышел труд Никольского «Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование» (С.-Петербург, 1899), в к-ром значит. место отведено этногр. описанию (в частности, сведения по башк. волостям Екатеринбургского и Шадринского уездов). К нач. 20 в. определились принципы и методы Э. и., расширился круг объектов изучения: в частности, больше внимания стало уделяться материальной культуре. В 1920-е гг. действовал Особый к-т АН по исслед. союз. и автономных республик, были опубл. серьезные работы в области этнографии. В 1925 издана работа С. И. Руденко «Башкиры. Опыт этнологической монографии», включающая разнообразные сведения и мат-лы (в т. ч. фотографии), собранные по заданию Рус. музея в ходе этногр. эксп. 1906—07, 1912; в 1930 — книга М. Д. Голубых «Казачья деревня», подготовл. по заданию Чел. окружного к-та в соответствии с программой всерос. исслед. М. Я. Феноменова «Современная деревня» (автор в 1926 в теч. 5 мес вел стационарное наблюдение в пос. Тимофеевском ст-цы Еткульской Челябинского уезда). В 1926 антропологич. отряд казахстанской эксп. АН СССР провел исследоват. работу среди казахов с целью выяснения физич. типа, заболеваемости, сан.-гигиенич. условий жизни, особенностей родового строя, скотоводч. х-ва, жилища, одежды и др.; мат-лы опубликованы в сб. «Казаки» («Казахи») под ред. С. Ф. Баронова, А. Н. Букейхан, Руденко (Ленинград, 1927). С созданием Чел. губерн. музея местного края (1923) началось собирание коллекции этногр. предметов нынешнего ЧОКМ (см. Челябинский краеведческий музей). Ученым С. Н. Дурылиным была составлена программа собирания этногр. мат-лов; для активизации собират. деят-сти при музее созданы рус. и татаро-башк. этногр. секции. След, этап активного этногр. изучения Чел. обл. начался по окончании Великой Отечественной войны: состоялось неск. совместных (ЧГПИ и ЧОКМ) фольк. эксп. в горнозаводские и степные районы области. В 1950-е гг. эксп. стали комплексными — фольк.-этногр. (рук. В. Е. Гусев). Осн. внимание уделялось изучению рус. населения горнозаводской зоны. Сбор этногр. информ. производился по 2 врем. срезам: кон. 19 — нач. 20 в.; 1950-е гг. В 1952 состоялись эксп. в Миньярский и Багарякский районы; в 1953 — в Катав-Иванов. р-н, окрестности Усть-Катава; в 1953 — в Аргаяш. р-н; в 1955 — в Варн., Троицкий, Чесм. р-ны (обследовано 7 насел. пунктов для создания этногр. атласа «Русские» по заданию Гос. ин-та этнографии); в 1958 — в г. Нязепетровск, Аргаяш., Миньяр., Чебаркул. р-ны. Мат-лы эксп. (полевые дневники, альбомы с фотографиями, зарисовками) хранятся в документ. фонде ЧОКМ; частично опубл. в работах Гусева, Е. А. Чайко. С 1953 этногр. эксп. на территории Чел. обл. стал проводить Башк. филиал АН СССР, особенно интенсивно — с кон. 1960-х гг.; мат-лы (полевые дневники, цветные и штриховые рис., фотографии) хранятся в архиве сектора этнографии Ин-та истории, яз. и лит-ры Башк. филиала АН, частично опубл. в трудах С. А. Авижанской, Н. В. Бикбулатова, Р. Г. Кузеева, С. Н. Шитовой и др. В 1960—80-е гг. силами ученых и краеведов Чел. обл. проводились фольк. (рук.: А. И. Лазарев, В. А. Михнюкевич, В. Л. Хоменко), диалектологич. (Г. А. Турбин; см. Русские говоры), историко-бытовые (сотрудники ЧОКГ, Чел., Златоуст., Уйского и др. краеведч. музеев) эксп.; среди рук. были В. С. Поскрёбышев, Т. А. Яббарова и др. Так, ЧОКМ в 1964 проведены эксп. в Кусин. р-н; в 1970 — в Троицкий, Увел. и Чесм. р-ны; в 1971 — в Верхней Уфалей, Губернское, Насли, Кузнецкое, Кыштым, Нязепетровск; в 1978 — в Верхней Уфалей, с. Шемаха; в 1978 — в Катав-Иванов. р-н, Усть-Катав. В 1977—86 Ин-том яз., лит-ры, истории АН Татарстана проводились комплексные полевые исслед. с целью составления историко-этногр. атласа тат. народа: в 1979 — в Кунашак. и Нязепетров. р-ны; в 1982 — в Нагайбак. р-н, Редутово (Чесменский район); в 1985 — в Нагайбак. р-н; в 1985 — в Аргаяш. р-н; в 1986 — в Чебаркул. р-н. Применялась поуездная форма картографирования (включая быв. Верхнеуральский, Златоуст. Троицкий уезды); изучались весь комплекс х-ва, материальная и духовная культуры по 3 хронологич. срезам: сер. 19 в., кон. 19 — нач. 20 вв., современность. Информ. частично опубл. в работах казанских исслед. С. В. Сусловой, Ф. Ш. Сафиной, Р. К. Уразманова и др. С 1990-х гг. специалистами кафедры археологии, этнографии ЧелГУ и центра «Аркаим» проводятся полевые Э. и. казахов, нагайбаков, русских, татар на территории Чел. обл., гл. обр. в степных и лесостепных районах. Регулярно проводится конф. «Этнические взаимодействия на Южном Урале». Эксп. организуются также специалистами ЧОКМ и Обл. центра народного творчества, МаГУ, ЧГАКИ, ЧГПУ. Среди рук. эксп. в 1990—2000-е гг.: Т. Ю. Адукова, Е. И. Артюшкина, Ю. Г. Бошняков, Т. В. Палагина, А. А. Рыбалко, В. В. Теплов, Чайко и др. Полевые исслед. среди русских в горнозаводских и каз. районах области, среди башкир проводились ЧОКМ: в 1990 — в Верхнеуральске; в 1992 — в Аргаяшском районе; в 1995 — в Еткульском районе; в 1999 — в Еткул., Катав-Иванов. р-нах; в 2000 — в Катав-Иванов., Чебаркул. р-нах; в 2000—03 — в Кусинском районе; в 2003 — в Нязепетров., Уйском р-нах; в 2004 — в Ашин., Катав-Иванов. р-нах; в 2005 — в Ашин., Катав-Иванов. р-нах, Усть-Катаве; в 2006 — в Аргаяш., Чебаркул., Чесм. р-нах (в 2000—06 — совм. с ОЦНТ). Результаты исслед. обобщались на науч. конф. разного уровня, опубл. в сборниках и отд. статьями: «К вопросу об этнической специфике нагайбаков» И. Р. Атнагулова («Гуманитарные науки в Сибири», 1998, № 3); «Одежда горнозаводского населения Челябинской области в начале 50-х гг. 20 в.» Чайко, «Бытовая культура южноуральских старообрядцев» Е. С. Данилко (сб. мат-лов межрегион. науч. конф. «Проблемы культурогенеза народов Волго-Уральского региона», Уфа, 2001); «К вопросу об этнографических группах русского населения Южного Урала» В. М. Кузнецова (сб. мат-лов Всерос. науч. конф. «Татищевские чтения», Тольятти, 2002); «Браки у Оренбургских казаков как отражение межэтнических связей (кон. 19 — нач. 20 вв.)» О. Ю. Мальцевой и «Взаимовлияние русских и башкирских традиций в узорном ткачестве Челябинской области» Артюшкиной (сб. «Этнические взаимодействия на Южном Урале», Чел., 2002); «Этнокультурная и политическая история Южного Урала в эпоху средневековья и в новое время» Рыбалко и О. В. Новиковой («Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала», Чел., 2004); «Краткий анализ этнической ситуации в Челябинской области по материалам Всероссийской переписи населения 2002 г.» Рыбалко, «Быт горнозаводской семьи в 30—50 гг. 20 в. (по материалам Катав-Ивановского района Челябинской области)» Чайко (сб. мат-лов регион. науч. конф. «Этнические взаимодействия на Урале», Чел., 2004); статьи Артюшкиной, Кузнецова, Мальцевой, Новиковой, Л. Г. Ованесян, Чайко и др. в сб. «Этнография и фольклор народов Южного Урала: Русская свадьба» (Челябинск, 2006) и др. В 2007 состоялась совместная эксп. специалистов рус. отдела Рос. этногр. музея, ЧелГУ и музея-заповедника «Аркаим» в Чебаркул. и Чесм. р-ны. (См. также Историография, разд. «Историография народов Южного Урала».)