Златоустовский уезд


Златоустовский уезд, административно-территориальная единица Уфимской губернии; создан одноврем. с ее выделением из состава Оренбургской губернии (по Высочайшему повелению от 26 нояб. 1865). В З. у. вошла часть терр. прежних Уфимского и Троицкого уездов Оренб. губ. Златоуст получил статус уездного города. З. у. граничил на С. с Красноуфимским уездом (Пермская губерния), на В. и Ю.-В.— с Челябинским уездом (Оренб. губ.), на Ю.-З. и 3.— с Бирским и Уфим. уездами (Уфим. губ.). Площадь З. у. составляла 20 280 км2. Уезд делился на волости, к-рых в 1870 было 17, в 1917 — 32. По данным Всерос. переписи населения 1897, в З. у. проживало 65% русских, 27,7% башкир, среди жит. уезда были также татары, тептяри, мещеряки (мишари), мордва, немцы, поляки. К 1913 в уезде насчитывалось 306 селений, 236 726 жит. Северо-вост. часть уезда (Златоуст., Кусинская, Минская, Рудничная, Саткинская, Юрюзанская вол.) располагалась в горно-лесной климат. зоне, неблагоприятной для развития земледелия; здесь действовали предпр. горнозаводской промышленности — казенные металлург. и металлообр. заводы (Златоуст., Саткинский, Кусинский), частновладельч. Юрюзанский завод. Остальная часть уезда лежала в лесостепной зоне, удобной для земледелия и скотоводства. Зерновые культуры выращивались в основном на территории компактно располож. в центре уезда волостей (1-й Айлинской, Белокатайской, Дуванской, Леузинской, Месягутовской, Тастубинской и Ярославской); значительная часть населения здесь составляли государственные крестьяне, переселившиеся в нач. 19 в. на башк. земли с С. Пермской губ. На территории 2-й Айлинской, Больше-Кущинской, Дуван-Мечетлинской, Емашинской, Мурзаларской, Насибашевской, Нижне-Кигинской, Сикиязской, Старо-Белокатайской, Тарнаклинской, Усть-Икинской вол., где сохранялось вотчинное право башкир на землю, было развито скотоводство. Всего в уезде распахивалось 337 864 дес земли; на душу населения в ср. приходилось 0,74 дес посева хлебов (4,4 дес на х-во); 1/5 часть крест. х-в имела более 40 дес земли и считалась крупными; помещичьих земель в уезде не было. Ежегодный урожай хлеба составлял в ср. 200 пуд на семью. Осн. с.-х. культурами являлись рожь, пшеница, ячмень, греча, овес, картофель. В урожайные годы уезд полностью обеспечивал себя с.-х. продукцией, часть ее поставлял на рынок. В 1915 было собрано зерновых 10 181 000 пуд. К 1917 в крест. х-вах имелось 101 890 лошадей (из них 79 468 рабочих), 129 625 голов КРС. На территории уезда (преим. его северо-вост. части) имелись богатые месторожд. жел. руды, магнезита, боксита, титано-магнетитовых руд, мрамора, известняка, авантюрина и гранатов. В уезде действовали 25 кож., 11 мыловар. з-дов, 28 гончарных, 47 слесарных заведений. Наиболее крупными среди частновладельч. являлись предпр.: саткинские завод по пр-ву огнеупоров (ныне «Магнезит») и предпр. под назв. «Пороги», Петропавловский винокур. и Никольский чуг.-лит. заводы Злоказовых, Юрюзанский металлург. завод; среди казенных — Златоуст., Саткинский, Кусинский заводы и Бакальский рудник; на предпр. производились чугун, железо, сталь, оружие и боеприпасы. В 1884 общий объем их пр-ва составлял ок. 1/3 объема пром. пр-ва всей Уфим. губ. Осн. трансп. магистралями служили Старый Сиб. тракт, протянувшийся с З. на В. уезда на 33 версты, и Новый Сиб. почтовый тракт протяженностью в 187 верст (проходил от границы с Бирским уездом через насел. пункты Тастуба — Месягутово — Саткинский завод — Златоуст и далее на Миасский завод). К дорогам местного значения относились Кусинско-Емашинский (Земский) и Уездный торг. (от с. Тастуба до границы с Красноуфим. уездом) тракты. Для перевозки пассажиров и доставки почты на дорогах уезда земство содержало 21 ямскую станцию. В 1890 через терр. уезда (от ст. Усть-Катав до ст. Хребет) пролегла Самаро-Златоустовская железная дорога; к нач. 20 в. были построены ветки, соединившие Саткинский завод и Бакальский рудник с ж.-д. магистралью, Кусинский завод со ст. Бердяуш и Зап.-Урал. ж. д. До введения ж.-д. сообщения продукция Златоуст., Саткинского, Кусинского и Юрюзанского заводов переправлялась во время весенней навигации по судоходным рекам, относящимся к басс. рр. Ай и Юрюзань; караваны грузовых барок двигались далее по системе рр. Уфа — Белая — Кама — Волга. В 1870 только Златоуст. завод снарядил 19 судов с 3370 т груза. С 1875 З. у. управлялся уездным земским собр. и его исполнит. органом — уездной земской управой. В апр. 1918 власть в уезде перешла в руки Златоуст. уездного совета нар. комиссаров. С началом Гражданской войны и ликвидацией на территории уезда Советской власти (июнь 1918) рук-во уездом осуществляли уездный комиссар Временного Сибирского правительства и уездное земство. С занятием уезда красными (июль 1919) для рук-ва уездом был создан Златоуст. ВРК, преобразов. в дек. 1919 в уездный Совет рабочих и солдатских деп. (с уездным исполнит. к-том). 11 окт. 1919 в состав Башк. автономной республики было передано 14 волостей с преобладающим башк. населением. Терр. уезда сократилась до 10 740 км2, числ. населения — до 192 477 чел. С ликвидацией Уфим. губ. З. у. был включен в состав Башк. автономной республики (пост. ВЦИК от 14 июля 1922), 17 авг. 1922 — в состав Челябинской губернии. Часть терр. уезда отошла к Башкирии, одноврем. в его состав были включены 9 волостей быв. Уфим. уезда (Аша-Балашевская, Илекская, Миньярская, Симская, Усть-Катавская и др.). 14 февр. 1923 к З. у. были присоединены Кирябинская, Кундравинская, Сыростанская, Травниковская, Тургоякская, Чебаркульская вол. и г. Миасс. В дек. 1923 адм.-территориальное деление уезда было пересмотрено, образовано 12 укрупн. волостей. 12 нояб. 1923 З. у. был преобразован в округ и включен в состав Уральской области. По терр. З. у. (по хр. Уралтау) проходила геогр. граница между Европой и Азией. В Энциклопедич. словаре Ф. Павленкова (С.-Петербург, 1913) гл. достопримечательностью З. у. названа «Горячая гора» (Янгантау), «в трещинах которой со времен Палласа (с 1768.—Авт.) наблюдается температура около 50 °Р (по Реомюру.— Ред.)».