Христианство


Христианство, одна из трех мир. религий (наряду с буддизмом и исламом). В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение триединого Божества. Х. возникло в 1 в. н. э. на Ближнем Востоке, в одной из провинций Римской империи. Обладает совокупностью неск. существ. догматич. и организационных признаков: искупит. миссия Иисуса Христа, обеспечивающая посмертное духовное спасение верующих; скорое второе пришествие Христа и страшный суд для дарования праведникам вечной жизни в раю, наказания адскими муками грешников; идея близкого «конца света»; совершение таинств, важнейшими из к-рых являются крещение и причащение (евхаристия); духовное равенство верующих перед Богом независимо от их национальности и социального положения; система этич. принципов, ориентир. на внутр. мотивацию личности и осн. на т. н. 10 заповедях Ветхого Завета («не убий», «не укради» и др.); динамичность развития, отсутствие единого духовного центра и вероисповедного единства (появление в 4—16 вв. различных направлений: Армян, апостольско-григорианская церковь, православие, католицизм, протестантизм; в 20 в.— неохристианских движений: Церковь последнего Завета, Ассоциация христианских церквей объединения, Церковь Христа и др.). За длит. историю существования Х. из гонимой религии (1—4 вв.) стало доминирующим и культурообразующим феноменом в Европе, Азии, Африке, Америке. Для Х. характерна полифункциональность (мировоззренч., познават., компенсаторная, интеграционная и дезинтеграционная); стремление к универсализму; скрытая (латентная) или открытая межконфессион. конфликтность. Преодоление негативных тенденций в Х. идет за счет развития идеи экуменизма (сближения христианских церквей), создания Всемирного конгресса церквей (ВКЦ; 1945), хотя тенденция к конфессион. изоляционизму сохраняется. В нач. 21 в. числ. последователей Х. составила ориентировочно более 1,5 млрд чел. Исторически Х. в России представлено всеми осн. направлениями, наибольшее развитие в 10—12 вв. получило православие. Протестантизм, сформировавшийся позднее, существовал в различных формах: в 17—18 вв.— лютеранство, англиканство, меннонитство), в 19 в.— баптизм, евангельское Х., адвентизм (см. Адвентисты седьмого дня), в 20 в.— пятидесятничество (см. Пятидесятники), методизм, Свидетели Иеговы, мормоны, Новоапостольская церковь и др. На Южном Урале Х. начало распространяться ориентировочно во 2-й пол. 17 в. с появлением первых общин переселенцев-старообрядцев (см. Старообрядчество), в то время как башкиры (коренной этнос) преим. исповедовали ислам или сохраняли политеизм (многобожие). Попытки принудит. христианизации (православизации) в 17—18 вв. привели к обострению межэтнич. отношений. При подавлении башк. восстаний в 17—18 вв. прав-во использовало христианизацию как форму наказания непокорных подданных. Принявших православие башкир после крещения обычно записывали в крепостные. По сведениям, приводимым в публикации Р. Г. Букановой и Ю. Н. Сергеева, только в ходе подавления восстания 1735—40 было крещено ок. 10 тыс. башкир обоего пола. Антиклерикальный протест был четко выражен в ходе Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва (1773—75), выразившийся в разорении правосл. церквей. В условиях инициир. царским прав-вом освоения Южного Урала, законодат. ущемления исповедания веры инослявными (неправосл.) Х. получило широкое распространение в крае преим. в правосл. варианте. Это подтверждают статистич. сведения по Оренбургской губернии за 1867: всего в губернии проживало 840 740 чел., из них правосл. было 558 616, старообрядцев 16 895, единоверцев 12 144, католиков — 1250, протестантов 374 чел. Становление местных католич. и протестантских общин шло медленно, имело локальный характер (горнозаводская зона, Чел., Троицк). Католич. общин со своими культовыми зданиями в нач. 20 в. в Оренб. губ. было всего 2 — в Оренбурге и Чел. В 1-й пол. 20 в. на Южном Урале сформировались общины Адвентистов 7-го дня, христиан веры евангельской, Свидетелей Иеговы. В годы Советской власти все христианские конфессии, в т. ч. наиб. многочисл. правосл., подверглись необосн. жесточайшим репрессиям. Духовенство и активные миряне были сосланы в лагеря, мн. расстреляны, храмы подверглись разорению. В 1990-е гг. на территории Челябинской обл. возникли местные общины мормонов, методистов, Новоапостольской церкви и др. Празднование 2000-летия Х. (1999—2000) сыграло объединяющую роль. В настоящее время на территории Челябинской обл. зарегистрировано ок. 200 христианских религ. орг-ций, в т. ч. 132 — Челябинской епархии РПЦ, 4 — старообрядцев (староверов), 1 — католиков, ок. 50 — протестантов. По данным социол. опросов (1997), ок. 65% респондентов, проживающих в области, относили себя к христианам. С 1998 действуют религ. группы Церкви последнего Завета (виссарионовцы), Церкви Христа на Урале и др. общины неохристианского типа. Богослужения и молитв, собр. ведутся как на рус., так и на нем., лат., корейском, церк.-слав. яз. Издаются христианские журналы, газеты: Чел. епархией РПЦ — ок. 10; старообрядцами в Миассе — ж. «Остров Веры»; протестантами — газ. «Божественная весть»; местные католики участвуют в выпуске «Сибирской католической газеты». В 2001—03 реализован уник. для Чел. обл. экуменич. проект — издание ж. «СпасиБо». По отношению к местным христианским объединениям регион. и муниципальные органы власти в осн. ориентированы на реализацию конституционных принципов и равенства религ. объединений перед законом.