Здравоохранение


Здравоохранение Челябинской области, комплекс социальных, экон., мед. и др. мер, предпринимаемых для охраны и улучшения здоровья населения.

 

Здравоохранение в 18 — начале 20 вв. Формирование системы медицинской помощи населению, проживавшему на территории современной Челябинской обл., началось в последней четв. 18 в., когда появилась первая штатная должность уездного лекаря. Первая больница была открыта в 1797 в Кыштымском заводе, первая городская больница в Чел.— в 1828. С 1860-х гг. в связи с развитием земских учреждений стала активно расширяться больничная сеть (см. Земская медицина). Для оказания медицинской помощи жителям горных округов создавались горнозаводские госпитали. Со стр-вом Транссиб. ж.-д. магистрали, активизацией переселенческого движения появилась необходимость совершенствования мед. обслуживания населения и ускор. развития леч. учреждений на Южном Урале. В целом до нач. 20 в. уровень развития системы З. на Южном Урале был недостаточен: на территории нынешней Чел. обл. насчитывалось всего 12 больничных учреждений на 423 койки, мед. обслуживание населения осуществлялось 61 врачом. Размер врачебного участка достигал 16 тыс. квадратных верст, на 8 тыс. населения приходилась 1 больничная койка. В годы Русско-японской войны и Первой мировой войны действовала сеть воен. госпиталей и лазаретов. Не было специализир. леч. учреждений, в частности ни одного ЛПУ для оказания помощи женщинам и детям.

Здравоохранение в 1917—40. Система З. претерпела значит. изменения в период рев-ции и Гражданской войны, когда отмечался бурный рост эпидемич. заболеваний и произошло снижение кол-ва врачебных кадров. Стала очевидной необходимость централизации управления учреждениями З. и сосредоточения осн. усилий на борьбе с инфекционными заболеваниями. 15 окт. 1919 в Чел. был образован первый губздравотдел (рук. Ф. Т. Розенгауз), созданы чрезвычайные комиссии для борьбы с эпидемиями, развернута сеть инфекционных отделений и больниц (всего на 306, 1610 и 786 коек в 1921, 1922 и 1923 соответственно). Благодаря организационным и медико-сан. меропр. к 1923 была ликвидирована эпидемия холеры, заболеваемость брюшным тифом снизилась почти в 10 раз: с 6208 случаев (в 1921) до 687 (в 1923). В 1920-е гг. были созданы крупные ЛПУ системы 3., противотуберкулезный и кожно-венерологич. диспансеры, малярийная станция, Дом сан. просвещения, дом матери и ребенка, сеть жен. консультаций, санаториев. Врачебная помощь стала более доступной: в расчете на 1 тыс. жит. в 1914 регистрировалось 385 амбулаторных посещений, в 1925 — 1382, в 1927 — 1577. Значит. улучшилось мед. обслуживание сел. населения. К 1928 в сел. местности был 41 врачебный участок, в 17 из них действовали участковые больницы, в 16 — врачебные амбулатории; при них была развернута аптечная сеть, открыто 30 яслей. Мед. помощь сел. населению оказывали 69 врачей, 260 фельдшеров и мед. сестер, 56 акушерок. Проводилась широкая вакцинация против оспы (было привито более 120 тыс. чел.), организовывались спец. сан. отряды для борьбы с трахомой. В 1925 в Чел. было создано науч. мед. об-во для изучения организации системы здравоохранения и проведения исслед. и меропр. в области демографии, гигиены, науч. организации и сан. охраны труда, борьбы с эпидемич. и социально опасными болезнями. Благодаря национализации курортов появилась возможность санаторного оздоровления населения: в 1927 на курорты было направлено более 300, в 1928 — 884 чел. В 1930-е гг. на базе строившихся пром. предпр. открывались здравпункты, амбулатории, диспансеры больничного типа. В частности, рабочим Магнитостроя оказывали специализир. мед. помощь 46 врачей; система леч.-профилактич. учреждений Магнитогорского района (см. Магнитогорск) включала 3 заводских здравпункта, 8 врачебных и 9 фельдшерских пунктов, 13 детских и жен. консультаций; общий коечный фонд составлял 1410 коек. На пром. предпр. были внедрены новые формы организации медицинской помощи — открывались цеховые здравпункты, профилактории и санатории для сотрудников. Кол-во врачебных амбулаторий увеличилось на 149, больничных коек — на 8530, молочных кухонь — на 105. К 1932 на территории, ныне входящей в Челябинской обл., действовало 97 больничных учреждений на 6982 койки. По сравнению с 1913 кол-во больничных учреждений увеличилось более чем в 8 раз, коечный фонд — почти в 17 раз; расходы на мед. обслуживание (в расчете на душу населения) — в 4 раза. В ср. размер врачебного участка в сел. местности сократился до 20 км2. Развивались санаторно-курортные учреждения (к 1940 их насчитывалось 14). Значит. улучшилось кадровое обеспечение учреждений системы 3., в к-рые направлялись мед. работники со всей страны. Осуществлялись меропр. по повышению квалификации врачей. Ежегодно курсы специализации и усовершенствования заканчивали 370 врачей и 1400 работников ср. мед. звена. Продолжалась подготовка собств. мед. кадров: в 1938 было в 6 раз больше учащихся ср. мед. учебных заведений, чем в 1933.

Здравоохранение в период Великой Отечественной войны (1941—45). Организационная структура З. сложилась в 1930-е гг. на основе закрепл. в Конституции 1936 принципов: гос. характер, единство и плановость, бесплатность и общедоступность, профилактич. направленность медицинской помощи при широком участии общественности. В предвоен. годы при активном участии Союза Об-в Красного Креста и Кр. Полумесяца (СОККиКП) была развернута работа по пропаганде воен.-мед. знаний, укреплению «санитарной обороны». В 1940 в Челябинской обл. нормы ГСО («Готов к санитарной обороне») 1-й ступени сдали 37 300 чел., 2-й — 3300, программу БГСО («Будь готов к санитарной обороне») освоили 7200 школьников Чел. С началом Великой Отечественной войны система З. не подверглась кардинальной перестройке; на 1-й план выдвинулись задачи мед. обслуживания бойцов Кр. Армии, рабочих оборонных предпр., обеспечения сан. благополучия. Осенью 1941 было создано Главное управление эвакогоспиталей НК здравоохранения СССР, в составе местных облздравотделов — отделы эвакогоспиталей, координировавшие работу военных госпиталей. Для сокращения затрат на содержание гос. аппарата одни секторы обл., районных, гор. здравотделов были расширены, др. сокращены и объединены. Пост. ГКО СССР от 2 февр. 1942 предусматривало усиление профилактич. работы (по предупреждению заболеваемости). В условиях мобилизации ресурсов возросла роль профсоюза работников медико-сан. труда (Медсантруд); важным фактором стало участие населения в сан.-противоэпидемич. работе; активизировалась деят-сть парт. органов в области З. В Челябинской обл., как и в целом по стране, сложился ин-т общест. сан. инспекторов, колх. медсестер, развернулось донорское движение. Финансирование З. осуществлялось за счет средств гос. бюджета при макс. мобилизации ресурсов местных Советов, предпр., общест. фондов. В рамках общесоюз. финанс. политики сокращения расходов, не связ. с обеспечением фронта, летом 1941 предполагалось сократить расходы на З. по Челябинской обл. на 24 207,7 тыс. руб., однако в связи с притоком эвакуированного населения, размещением на территории области эвакогоспиталей, угрозой распространения остроинфекционных заболеваний расходы на З. возросли. В связи с ростом ассигнований на улучшение обслуживания детей, развитие подсобных х-в и повышение зарплаты медработникам в 1943 был пересмотрен утвержд. бюджет области по 3.: на 19 015 тыс. руб. увеличена его расходная часть. К концу войны, с реэвакуацией населения и предпр. (см. Эвакуация и реэвакуация), возросли расходы в расчете на 1 чел. в год (руб.): в 1943 — 61,66, в 1944 — 68,99, в 1945 — 89,93. Несмотря на рост количеств. показателей, материально-финанс. обеспечение гражд. З. накануне и в годы войны не соответствовало запросам населения. Заметно ухудшилось материальное снабжение и обеспечение хоз. нужд; дефицитными были хоз. инвентарь, транспорт, автозапчасти, топливо, постельное белье и др. Так, в 1943 для учреждений З. области было заготовлено: дров — 71% (от потребности), доставлено по назначению — 29%, угля — 67% и 52%, торфа — 69% и 33% соответственно. Качество больничного фонда не соответствовало эксплуатационным нормам. В Чел. в 1941 из 1755 больничных коек 1000 (56,98%) размещались в бараках. Обеспеченность больниц мягким инвентарем по городу в ср. достигала 30%. Функцион. структура З. области включала леч.-профилактич., сан.-противоэпидемич., аптечные учреждения, учреждения мед. образования и науки. Несмотря на преим. использование средств для нужд фронта, в целом сеть учреждений гражд. З. за годы войны не сократилась, а увеличилась, что было связано с размещением в регионе значит. кол-ва эвакуир. предпр. и населения. В сел. районах стационарная сеть выросла с 391 учреждения (1941) до 451 (кон. 1943), кол-во больничных коек в них — с 936 до 1140. Развертывались медико-сан. части, расширялась сеть здравпунктов, поликлиник при крупных предпр.; создавались дома отдыха, специализир. туберкулезные санатории, детские оздоровит. площадки и т. д. К нач. 1944 действовало 16 медико-сан. частей (крупнейшие — при Кировском заводе и ММК), в осн. открытого типа, обслуживавшие работников предпр., чл. их семей и жит. прилегающих районов; на заводах было вновь создано 32 врачебных здравпункта, число фельдшерских пунктов выросло с 82 (1941) до 114 (1943). За годы войны коечный фонд медицинских учреждений Чел. обл. вырос на 20% (на селе — на 21,8%). Сложилась эффективная система взаимодействия воен.-госпитальной и гражд. медицины. Госпиталям было передано оборудование на сумму св. 15 млн руб., в т. ч. 60 рентгеновских кабинетов. Курортно-санаторная сеть области (47 санаториев и 29 домов отдыха), явившаяся базой для развертывания эвакогоспиталей, начала восстанавливаться с 1943, в связи с расформированием эвакогоспиталей. В годы войны принцип свободной торговли медикаментами, проблема нехватки к-рых возникла накануне войны, был заменен системой распределения через аптечный склад. Развитию химико-фармацевтич. отрасли на Урале способствовало размещение в регионе эвакуир. предпр. Главмедфармпрома, развертывание их мощностей на местной техн. и сырьевой базе. Значительная роль в обеспечении населения Челябинской обл. медикаментами и перевязочными средствами сыграл Чел. химико-фармацевтич. завод (ХФЗ № 6) и размещ. на его базе эвакуир. ХФЗ № 40, продукция к-рых имела оборонное значение. Эвакуир. в Чел. Киевский мед. ин-т оказал существ. помощь в проведении леч.-профилактич. меропр. и подготовке кадров мед. работников, заложив основу для создания в области системы высшего мед. образования. К концу войны подготовку ср. мед. персонала осуществляли 9 ср. спец. учебных заведений области. В годы войны изменилась структура причин смерти в тыловых районах, в т. ч. на территории Челябинской обл.: увеличилась доля смертей, вызываемых такими экзогенными факторами, как недоедание и инфекционные болезни. Для ликвидации опасности эпидемич. распространения инфекций осуществлялись (в сотрудничестве с рук-вом предпр. и учреждений, профсоюзами и общест. орг-циями) спец. меропр.: своеврем. госпитализация больных, вакцинация населения, сан. просвещение. Переуплотненность жил. фонда, загрязнение почвы и воды пром. и бытовыми отходами, недостатки банно-прачечно-парикмахерского хозяйства были причинами сан. неблагополучия края; из 51 города и рабочего поселка Чел. обл. водопроводы имелись в 3, канализация — в 2, общест. бани — в 11, прачечные — в 4. Для обеспечения сан. порядка на стратегически важной ЮУЖД были созданы многопрофильные эвакопункты транзитного и принимающего характера. Только за 1941—42 Чел. эвакопункт принял и обслужил 1128 тыс. эвакуир. граждан. Для улучшения обслуживания на станциях ЮУЖД оборудовались комнаты матери и ребенка, помещения для раненых бойцов, зал ожидания, медпункты, буфеты, простейшие дезинфекционные устройства (т. н. «вошебойки», «жаровни») и др.; в обязат. порядке устанавливались устройства для кипячения воды. Билеты пассажирам продавались только по предъявлении справки о прохождении сан. обработки. Эффективными, особенно в условиях сел. местности, оказались систематич. обходы дворов сандружинниками. К концу войны в Челябинской обл. 2263 первичные организации Кр. Креста объединяли 157 267 чел. Совокупность этих мер обеспечила создание системы противоэпидемич. барьеров, к-рые значит. уменьшили угрозу распространения массовых эпидемий. В годы войны сложились различные условия организации медико-профилактич. меропр. для разных категорий населения. Приоритетными являлись задачи медобслуживания раненых, рабочих, колхозников, учащихся школ ФЗО и ремесл. уч-щ, чл. семей фронтовиков, что было связано с необходимостью решения стратегич. задач по пополнению рядов Кр. Армии, повышению производительности труда, обеспечению социальной справедливости по отношению к чл. семей ушедших на фронт. С 1944 к приоритетным направлениям была отнесена охрана здоровья материнства и детства. В порядке 2-й очереди осуществлялось леч.-профилактич. обслуживание остальных категорий гражд. населения: подростков, не занятых в системе трудовых резервов; иждивенцев, инвалидов детства и труда, трудмобилизованных (см. Трудовая армия), заключенных, военнопленных и др. Частично проблемы З. решались усилиями самого населения, применявшего в лечении травы и др. местное сырье, общест. орг-ций.

Здравоохранение во 2-й половине 20 — начале 21 вв. После войны начался качественно новый этап в развитии З. Коечный фонд расширился с 25,2 тыс. коек (в 1958) до 34,6 тыс. (в 1965), сеть жен. и детских консультаций — со 192 (1958) до 233 (1965); увеличилось кол-во врачей в амбулаторно-поликлинич. учреждениях; сократились размеры врачебных участков; улучшились показатели цехового и территориального обслуживания. Большинство клинич. больниц стали многопрофильными или специализир. леч.-профилактич. учреждениями, были оснащены совр. высокотехнологичной мед. аппаратурой и оборудованием. Населению области оказывались все виды медицинской помощи. К 1974 в Чел. действовали 4 специализир. больницы (онкологич., кожно-венерологич., акушерско-гинекологич., туберкулезная) с поликлиниками и организационно-методич. отделениями. Всего в 1970-х гг. в городах и сел. районах области функционировало св. 300 больнично-поликлинич. учреждений (из них 98 специализир. больниц и диспансеров, 33 станции скорой медицинской помощи, 48 санэпидстанций, 3 станции переливания крови); сел. население обслуживали 854 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пункта. Коечный фонд больниц области насчитывал св. 36 тыс. коек. Действовала широкая сеть здравпунктов (570) на пром. предпр., в уч. заведениях. На базе пунктов скорой помощи при городская больницах были созданы службы экстр. медицинской помощи. Практиковалось распределение молодых специалистов в учреждения З. сел. местности. Постоянно пополнялся автопарк леч.-профилактич. учреждений на селе. В санаториях, домах отдыха и профилакториях ежегодно проходили курс оздоровления ок. 120 тыс. чел. Центр. ин-т усовершенствования врачей (ныне УГМАДО) систематически проводил выездные циклы повышения квалификации мед. работников, были открыты очно-заочная ординатура и очно-заочные курсы усовершенствования. Уч. заведения, готовившие мед. работников высшего и ср. звена, обеспечивали учреждения системы З. области кадрами по всем направлениям специализации. Большую работу по улучшению сан. состояния проводили обл. сан. актив (св. 40 тыс. сан. инспекторов), обл. орг-ция Об-ва Кр. Креста (более 1 тыс. добровольных участников), широкое распространение получило движение безвозмездного донорства. В 1980-е гг. происходило развитие и совершенствование материально-техн. базы учреждений системы З. В городах области открывались корпуса клинич. больниц; осуществлялись капитальный ремонт и рек-ция сел. леч.-профилактич. учреждений; приобреталось новейшее диагностич. и леч. оборудование для стационаров, поликлиник и лабораторий; в нач. 1990-х гг. было открыто неск. централиз. диагностических центров. В связи с системным экон. кризисом в 1990-х гг. произошло замедление темпов модернизации учреждений системы З. Чел. обл. Основные направления деят-сти системы З. области — профилактика возникновения и распространения заболеваний, эффективное лечение больных, лекарств. обеспечение населения, контроль за качеством оказываемой медицинской помощи, развитие материальной и диагностич. базы медицинских учреждений. В настоящее время система З. Чел. обл. представляет собой разветвл. структуру (из 196 больничных учреждений), в к-рую входят: обл. больница клиническая на 1050 коек, 60 гор. больниц (18 551 койка), 13 детских гор. больниц на 2007 коек, 21 центральная районная больница (4890 коек), 69 участковых больниц (1885 коек), 32 специализир. больницы (6715 коек), в т. ч. самостоят. по статусу родильные дома и перинатальные центры, 9 домов ребенка, 16 детских санаториев на 1660 мест, 47 диспансеров по 8 профилям специализации (4102 койки); 340 поликлинич. учреждений (в т. ч. 62 амбулатории в сел. местности) с ежегодным числом посещений св. 26 млн (более 266 посещений в смену); 786 фельдшерско-акушерских пунктов: 120 жен. консультаций, акушерско-гинекологич. отделений и кабинетов, обл. патолого-анатомич. бюро, обл. бюро суд.-мед. экспертизы. Общий коечный фонд учреждений З. области составляет 39,4 тыс. коек, в теч. года получают мед. помощь до 810 тыс. больных. Уровень госпитализации в больничных учреждениях области за год — 250 чел. на 1 тыс. нас. (всего 12 млн койко-дней). Службой скорой медицинской помощи ежегодно проводится св. 1 млн выездов по экстр. вызовам (324 вызова на 1 тыс. нас.). Учреждения системы З. области, подчинявшиеся Гл. управлению здравоохранения (ГУЗО), с июня 2004 — Мин-ву здравоохранения Чел. обл., осуществляют мед. обслуживание 3236 тыс. чел.; еще 340 тыс. жит. области получают мед. помощь в учреждениях З. ведомств. и закрытых адм.-территориальных образований. При крупнейших пром. предпр. области (ОАО «ММК», «Мечел» и др.) действуют МСЧ, обслуживающие работников предпр. и чл. их семей. Происходит передача мед. обслуживания части населения из системы ведомств. (ЮУЖД) в прямое ведение министерства. В системе З. области работают 14 438 врачей (на 1 янв. 2006): В 2003 уровень обеспечения врачебными кадрами населения в крупных городах области составил 33 врача на 10 тыс. жит.: в Чел. — 40,0, в Магнитогорске — 33,0, в Миассе — 30,8, в Златоусте — 23,0, в Копейске — 27,4, в Коркино — 25,5. В малых городах (Верхней Уфалей, Еманжелинск, Карабаш, Копейск, Коркино) этот показатель составляет в ср. 20,0—25,0; в сел. районах — 12,0—13,0 на 10 тыс. нас. В последние годы наметилась тенденция снижения кол-ва врачей-терапевтов (с 1413 до 1318 врачей, т. е. с 4,3 до 4,1 на 10 тыс. нас.); одноврем. увеличивается объем амбулаторно-поликлинич: обслуживания населения фельдшерами, ведущими самостоят. прием: кол-во занимаемых ими должностей увеличилось с 303 (в 2000) до 811 (2003). Непосредств. планово-оперативное рук-во учреждениями системы З. области возложено на Мин-во здравоохранения Чел. обл. (министр В. А. Шепелёв). Финансирование учреждений З. и леч.-профилактич. подразделений осуществляется из средств Фонда обязательного медицинского страхования, обл. и муниципальных бюджетов. В области также действуют: сеть центров Гос. сан.-эпидемиологич. надзора федерального подчинения, включающая 36 гор. и районных центров Госсанэпиднадзора, 2 гор. дезинфекционные станции (см. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в Челябинской обл.); подчинявшаяся Управлению лекарств. обеспечения населения области (УЛОНО), а с июня 2004 — Мин-ву здравоохранения Чел. обл. аптечная служба, в к-рую входят 413 аптек, 479 аптечных пунктов, 465 аптечных киосков, 6 аптечных магазинов, а также обл. гос. унитарное предпр. «Областной аптечный склад»; санаторно-курортный комплекс системы ОГУП (обл. гос. унитарного предпр.) «Челябинсккурорт», включающий 9 санаториев, 10 санаториев-профилакториев, 3 пансионата, санаторно-лесную школу им. Ю. А. Гагарина (г. Озерск) и обл. центр реабилитации пострадавших от радиации (Челябинск); учреждения базового и дополнит. (последипломного) мед. образования, в т. ч. 2 академии (Челябинская медицинская академия и Уральская медицинская академия дополнительного образования), имеющие кафедры на базе больничных учреждений Чел. и выпускающие ежегодно св. 500 врачей по 4 специальностям (леч. дело, педиатрия, стоматология, медико-профилактич. дело) и медсестер-менеджеров с высшим мед. образованием; 9 медицинских училищ (Аргаяш, Златоуст. Копейск, Кыштым, Магнитогорск, Миасс, Сатка, Троицк, Чел.), ежегодно выпускающих более 1300 мед. работников ср. звена по 8 специальностям (леч. дело, акушерство, стоматология, фармацевтика, лабораторная диагностика, сестринское дело, медико-профилактич. дело, стоматологич. ортопедия), а также Чел. обл. центр дополнит. профес. образования специалистов З. ср. звена. В учреждениях мед. образования области обучаются также жит. Курганской обл. и граждане ряда гос-в СНГ. Активное развитие в рамках реализации программы гос. гарантий обязат. мед. обслуживания населения получила в последние годы система негос. (частных) учреждений 3., оказывающих помощь населению по всем профилям мед. обслуживания. В области реализуются меропр. национального проекта «Здоровье» (направления: повышение приоритетности первичной медико-сан. помощи, усиление профилактич. направленности 3., расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи); комплексные межведомств. целевые программы: «Туберкулез» (1999—2004), «Основные направления вакцинопрофилактики инфекционных болезней» (2000—05), «Улучшение качества жизни больных бронхиальной астмой» (2001—04), «Дети Южного Урала» (2001—05), «О дальнейшем развитии донорского движения и службы крови Челябинской области» (2001—05), «О профилактике заболеваний населения области вирусным гепатитом В» (2002—05), «Профилактика клещевого энцефалита среди населения» (2002—06) и др. Активно осваиваются новые формы работы. Показатели эффективности и качества работы системы З. Чел. обл. одни из лучших в Урал. федеральном округе. (См. также: Акушерско-гинекологическая служба; Аллергологическая и иммунологическая служба; Анестезиологическая и реаниматологическая служба; Больницы Магнитогорска; Больницы Челябинска; Врачебно-физкультурная служба; Гастроэнтерологическая служба; Гематологическая служба; Дерматовенерологическая служба; Инфекционная служба; Кардиологическая служба; Консультативно-диагностическая помощь; Медицинский комплекс ГУВД; Медицинский комплекс ЮУЖД; Наркологическая служба; Нефрологическая служба; Онкологическая служба; Оториноларингологическая служба; Офтальмологическая служба; Патолого-анатомическая служба; Педиатрическая служба; Противотуберкулёзная служба; Профпатологическая служба; Психиатрическая служба; Психологомедико-педагогическая служба; Пульмонологическая служба; Ревматологическая служба; Рентгенологическая служба; Служба крови; Служба скорой медицинской помощи; Стоматологическая служба; Терапевтическая служба; Токсикологическая служба; Травматолого-ортопедическая служба; Урологическая служба; Физиотерапевтическая служба; Хирургическая служба; Эндокринологическая служба; Эндоскопическая служба.)